Число трагедий со смертельным исходом на уроках физкультуры будет только расти, если не изменить систему школьной медицины и отношение родителей к здоровью своих детей. В этом уверены петербургские эксперты, назвавшие главные проблемы, которые приводят к трагедиям в школьных спортзалах.
Напомним, на днях министр образования и науки Ольга Васильева сообщила шокирующую цифру — за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли 211 школьников. Действительно, сообщения о гибели учащихся во время занятий в последнее время появляются в лентах новостей регулярно. Петербургские эксперты считают, что «ком внезапных детских смертей» будет только нарастать, если ничего не менять в школьной медицине и отношении самих родителей к здоровью детей. Так, одна из главных проблем – возвращение медиков в школьные медкабинеты. По словам директора петербургского лицея №369 и члена регионального штаба ОНФ Константина Тхостова, такую задачу поставил перед Минздравом президент РФ Владимиром Путиным, но она до сих пор не выполнена.
- Задача поставлена, и надеюсь, скоро мы перестанем получать приходящих медсестер и педиатров, а свет в окнах детского сада и школы будет зажигаться одновременно со светом в окнах медкабинета, - сказал Константин Тхостов. - На мой взгляд, медик должен приходить в образовательное учреждение первым и уходить последним.
По словам директора лицея, действующие до сих пор нормативы, когда на 1000 учеников полагается 1 врач, а на 600 детей — 1 медсестра, устарели. К тому же дети проводят в школах большую часть времени, посещая не только уроки, но и внешкольные занятия и секции во второй половине дня.
Также по мнению специалистов, к трагедиям в спортзалах нередко приводит отсутствие информированности педагогов о состоянии здоровья детей, а иногда и самонадеянность родителей. Как рассказал Константин Тхостов, сегодня школы не имеют права требовать медицинскую карту ребенка в качестве обязательного документа при зачислении в 1-й класс, при этом часть родителей сознательно скрывают от учителей состояние здоровья детей.
- Педагогу абсолютно не нужны диагнозы, но ему нужно знать все противопоказания, - объясняет директор лицея. - В частности, если мы говорим об учителе физкультуры. Он должен четко понимать, для кого какая нагрузка допустима. Пусть врачебная тайна останется тайной, но скажите нам, что можно делать, а что нельзя.
Читайте также: С 2018 года школьным медикам будут сообщать группу здоровья учеников
При этом директор Института здоровья и реабилитологии НГУ им. П.Ф.Лесгафта Андрей Калинин отмечает, что нередко сталкивается с тем, что родители сами готовы рисковать здоровьем своих детей.
- Я принимал участие во многих врачебно-контрольных комиссиях, на которых мы обсуждали вопросы допуска ребенка к занятиям спортом. Выяснялось, что выявлены сахарный диабет или сердечные аномалии, и тогда мы ставили вопрос: «А можно и нужно ли ему заниматься выбранным видом спортом?». В 99% случаев родители не слышат врачей и настаивают, чтобы ребенок занимался тем, чем они решили. Зачастую это неадекватное восприятие своих детей, родители видят в них звезд. Это большая ошибка, - считает Андрей Калинин.
Кроме того, по словам директора Института здоровья и реабилитологии, не все проблемы со здоровьем, в том числе заложенные на генетическом уровне, можно выявить при обычной диспансеризации, а любые физические нагрузки - будь то кувырок вперед или прыжки с места - своего рода провокаторы проявления до сих пор вялотекущих патологических процессов в организме.
- У нас в университете есть центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей, где мы в том числе проводим генетические анализы состояния опорно-двигательной системы. И выявляем большой процент детей с высоким риском травматизации. По сути, это генетический дефект, который передается из поколения в поколение.
Читайте также: Сколько россиян видят пользу в работе школьного психолога
Еще одной важной проблемой в школьной медицине специалисты считают невозможность в случае возникновения нештатной ситуации оказывать первую медицинскую помощь.
- Любая медпомощь ребенку на сегодня оказывается с информированного согласия его законного представителя, - говорит Константин Тхостов. - Я не совсем понимаю, почему нужны информированные согласия для оказания первой медпомощи. Пока едет «Скорая», упускается самое дорогое - время. Подчас трагедии происходят из-за неоказания элементарной первой помощи ребенку или из-за отсутствия медика на рабочем месте.
По словам директора лицея №369, активисты Общероссийского народного фронта третий год добиваются возвращения в педагогические вузы программ по медицинской практике. Между тем, как рассказал Андрей Калинин, специалистам, которых выпускает сегодня университет им. Лесгафта, даются все необходимые знания, связанные с особенностями развития детей и оказания им первой медпомощи.
источник : doctorpiter.ru