Проект по внедрению телемедицины сегодня не имеет достаточной правовой базы, без которой добиться запланированных результатов не удастся, считают эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье». По их мнению, телемедицину подстерегают те же проблемы, что до сих пор мешают успешной информатизации здравоохранения.
Специалисты проанализировали нормативно-правовые акты, принятые за последнее время в области информатизации здравоохранения и телемедицины. Как отметил директор фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов, несмотря на большой шум, поднятый вокруг принятия закона о телемедицине, ситуация в сфере информатизации здравоохранения практически не меняется к лучшему. До сих пор нет правового основания для отказа от бумажных медицинских документов при условии ведения электронной истории болезни, и во многих случаях медработникам приходится выполнять двойную работу, дублируя записи на бумаге и на компьютере. «Ранее телемедицина рассматривалась как часть информатизации, а сейчас не вполне понятно, планирует ли Минздрав развивать ее как отдельную систему», - подчеркнул он.
Несмотря на то, что многие ведомственные и частные медицинские организации участвуют в оказании медпомощи по программе ОМС, обмен электронными данными с ними не налажен, не регламентируется документами, и разработка таких документов, по некоторым сведениям, не планируется, добавил Эдуард Гаврилов.
Порядок организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий до сих пор не дает ответа на ряд принципиально важных вопросов, подтверждает эксперт фонда «Здоровье» Александр Тарасов. «Как гражданину или лечащему врачу получить право на консультацию? Каков порядок оплаты телемедицинской консультации и кто получит за нее деньги – врач-консультант или врач-консультируемый? Вопрос не праздный, ведь расходы на телемедицинскую консультацию несут обе стороны, при этом вся ответственность за качество лечения возлагается на консультируемого», - пояснил он.
По его словам, есть и другие неурегулированные вопросы. Не установлен лимит оказываемых консультаций. Нет так называемых «агрегаторов» - диспетчерских центров телемедицинских услуг.
«Необходимо также упомянуть, что дистанционный мониторинг не обязывает врача к каким-либо действиям и не определяет его ответственность. Кроме того, до сих пор не определен порядок использования персональных данных третьими лицами и связанные с ними вопросы хранения, обработки и уничтожения данных. Пока хотя бы один из этих вопросов не будет решен, внедрение телемедицины бессмысленно», - подчеркнул Александр Тарасов.
Ранее фонд «Здоровье» указывал, что Минздрав до сих пор не опубликовал два тома системного проекта об итогах внедрения ЕГИСЗ и о переходе на электронную медицину, несмотря на то, что эта работа была принята и оплачена еще в 2015-2016 годах. Все эти проблемы и нестыковки могут привести к затягиванию работ, запланированных до 2024 года, считают эксперты. «Чтобы успешно выполнить задачу по информатизации здравоохранения, на наш взгляд, Минздраву необходимо восстановить взаимодействие с экспертным сообществом и ускорить работу по нормативному регулированию информатизации. Она задумывалась и оплачивалась немалыми средствами, чтобы облегчить труд медицинского персонала, а не нагружать его лишней ежедневной работой, что и происходит сегодня», - заключил Эдуард Гаврилов.
источник : www.medvestnik.ru