с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Опасная "Колыбелька"
26 Октября 2017 г.

Алексей и Елена Ермаковы, руководители школы родителей "Колыбелька", от действий которых при родах погибли шесть младенцев и двое остались инвалидами, вернулись к своей прежней деятельности. Корреспондент "РГ" выяснила, что в настоящее время супруги вновь проводят тренинги и врачебные консультации.

 

Есть такая возможность

Суббота. Улица Фокина, 1, торговый центр "Сампсониевский". Этот адрес хорошо известен в среде любителей тренингов. Пока ищу нужный кабинет, натыкаюсь на лекции для желающих разбогатеть без лишних вложений, где-то в стороне рассказывают, как удачно выйти замуж. Нужная комната скрывается за надписью "учебный зал". Именно здесь анонсирована лекция Елены Ермаковой о женском здоровье. На входе сидит женщина и безо всяких чеков собирает с пришедших по 200 рублей.

В зале человек 50, в основном женщины за 30. А на импровизированной сцене выступает та самая Елена. Ей на вид около 45 лет, загорелая, стройная, с хорошей прической. Ее муж Алексей тоже здесь. Он помогает мне снять пальто, указывает на свободный стул. Лекция уже в самом разгаре. Елена рассказывает, как правильно питаться, учит выявлять первые симптомы болезней.

Между делом Елена советует приобрести фильтр для воды определенной фирмы, рекомендует специальные витамины. Собравшиеся кивают и записывают. Еще бы, ведь Ермакова - не просто советчик, а акушер-гинеколог с 25-летним стажем. Если верить ее лекциям, то она приняла более двух тысяч родов. Причем, в 2009 году, когда состоялся суд над руководством "Колыбельки", речь шла о полутора тысячах детей. Получается, что уже после приговора суда Ермакова приняла 500 родов - не меньше.

Лекция длится два часа. Елена периодически вспоминает случаи из своей практики. Рассказывает, с какими проблемами к ней обращаются женщины, как она их консультирует. И между делом сообщает: накануне лекции она принимала роды. Мальчик родился здоровым.

После лекции Елену Ермакову обступают поклонницы. Их много. И не только в Петербурге. Она ездит с тренингами по всей стране. В августе, например, супруги проводили интенсивный курс для перинатальных специалистов на Алтае, а в марте вели там целую группу беременных. Иногда будущие мамы сами приезжают в Петербург специально ради встречи с акушеркой.

Корреспондент "РГ" обратилась к Ермаковой под видом потенциальной клиентки. И та рассказала, что помимо личных консультаций, она ведет курсы для беременных и проводит индивидуальные занятия. По ее словам, на курсах также консультирует фитнес-тренер и массажист.

Задаю главный вопрос: можно ли с ее помощью рожать на дому?

- В принципе, медицина в нашей стране - не самая плохая. Другое дело, что иногда конвейер присутствует, иногда нет индивидуального отношения, - говорит Елена. - Если вы прекрасно готовитесь к родам, у вас все прекрасно, вы хорошо вынашиваете, не болеете, то действительно, у вас есть варианты, как вы хотите рожать.

Она тут же оговаривается: если во время беременности будут выявлены патологии, отправит клиентку к врачам. Но потом подтверждает еще раз: если все будет хорошо, она примет роды. И стоит это совсем недорого. Сумму, правда, так и не назвала.

Хотели скрыть

Дело Елены Ермаковой было возбуждено в 2006 году после заявления Ольги Васильевой. Петербурженка потеряла ребенка во время домашних родов с участием Ермаковых, которые тогда официально возглавляли школу ответственного родительства "Колыбелька", проводили занятия с беременными и принимали роды. Поначалу женщина выгораживала своих акушеров. Когда ребенок умер, ей посоветовали молчать о том, что в роддом женщина не обращалась специально. Но судмедэксперты установили, что у погибшего ребенка имелась черепно-мозговая травма и перелом шеи. Следователи заподозрили мать в преднамеренном убийстве, и тогда Ольга призналась: рожать ей помогала Елена.

Когда ребенок умер, женщине посоветовали молчать о том, что в роддом она не обращалась специально

Впоследствии петербурженка нашла еще нескольких пострадавших от деятельности Ермаковых. Их показания и легли в основу уголовного дела: шесть погибших младенцев и двое пострадавших. В 2009 году Елену осудили на пять с половиной лет лишения свободы. Потом амнистировали как мать шестерых детей. Ее мужу суд назначил условное наказание.

Мог ли ребенок Ольги Васильевой выжить, если бы все происходило в роддоме? Медицина не любит сослагательного наклонения. В роддомах тоже происходят трагедии, но в медучреждениях есть реанимация и необходимое оборудование. Например, если естественным образом родить не получается, врач может сделать кесарево сечение. Все медицинские манипуляции документируются, так что если доктор совершил ошибку, это по крайней мере можно доказать. Какие именно действия производила Ермакова, выясняли судмедэксперты: документации по делу было крайне мало. Даже судили их не за врачебные ошибки, а за медицинскую деятельность без лицензии, в результате которой погибли дети.

Были ли еще пострадавшие от действий Ермаковых? Дело возбуждалось только по заявлениям пострадавших рожениц. Были ли те, кто потерял ребенка, но не написал заявление? Это могут знать только супруги Ермаковы.

То, что Ермакова консультирует пациенток, назначает им анализы, ведет курсы для беременных и даже принимает роды, с морально-этической стороны, конечно, странно. Но с позиции законодательства ничего удивительного тут нет. Никто Ермаковой официально не запрещал заниматься медицинской деятельностью, поскольку она изначально ее официально не вела. А что касается лекций в ТЦ "Сампсониевский", там Елена Ермакова всего-то рассказывает про БАДы и фильтры для воды. Это же не преступление...

Кому нужна доула?

Конечно, бывают экстренные ситуации, когда женщина рожает вне медицинского учреждения. Периодически роды принимают сотрудники ГИБДД, проводники поездов. Бывает и такое, что женщины рожают одни, например оказавшись в лесу. Но тех, кто смог помочь роженице и ее ребенку, потом награждают медалями и грамотами, называют героями. С домашними родами сложнее. Закона, который заставлял бы беременную женщину ложиться в роддом, нет. Но и закона, который разрешал бы проводить все манипуляции дома, тоже.

В Петербурге домашние роды принимали и принимают. Корреспондент "РГ" насчитала пару десятков частных акушерок. Некоторые позиционируют себя как доулы (немедицинские помощницы при родах, оказывающие практическую, информационную и психологическую поддержку - прим. ред.) и указывают, что учат лишь готовиться к родам. Но многие не скрывают: они готовы помочь женщине вне роддома.

Елена Ермакова в среде петербургских доул - безусловный авторитет. Многие из частных акушерок в свое время работали в ее школе. О Ермаковой они говорят с пиететом, если уголовное дело и вспоминается, то исключительно в формулировке "ей многое пришлось пережить". О том, что пришлось пережить женщинам, которые могли бы спасти жизнь и здоровье своих детей, окажись они вовремя в роддоме, в этой среде как-то не принято говорить.

Все по закону?

Именно во время тренингов через "сарафанное радио" к Ермаковым и им подобным приходят новые клиенты. Можно ли консультировать их на дому? Закона, который запрещал бы человеку с медицинским образованием поговорить по душам со своим знакомым, у которого очень много вопросов о своем состоянии здоровья, у нас нет. Нет ничего плохого и в гимнастике, и уж тем более - в рекомендациях вести во время беременности здоровый образ жизни. Единственный нюанс: если это не просто посиделки с подругами, а групповые занятия, в которых участвует врач, то необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности. А с родами на дому грань еще тоньше. Такого понятия, как лицензия на прием и сопровождение домашних родов, в законодательстве просто нет.

Тем временем

Следственный комитет Санкт-Петербурга начал проверку в связи с гибелью двух близнецов при домашних родах. Уже установлено, что мать во время беременности не вставала на учет в женской консультации. Пользовалась ли петербурженка услугами доул или домашних акушерок, предстоит выяснить следователям.

Вера Черенева

 


источник :  rg.ru

вернуться в раздел новостей