Три четверти от общих расходов на здравоохранение должно нести государство. В этом уверена руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Между тем, по данным эксперта, в 2016 году население взяло на себя 37% всех расходов, заплатив за медуслуги 1,8 трлн рублей.
Напомним, в середине октября президент РФ Владимир Путин предложил подумать о возможностях софинансирования населением части медицинской помощи, чтобы «человек понимал ответственность за свое собственное здоровье». Эксперт рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова считает, что расходы государства на здравоохранение надо увеличивать — как минимум в 1,3 раза, а расходы населения – уменьшать.
«В этой ситуации нужно очень четко понять, какую долю население доплачивает за медпомощь в настоящее время, каким должно быть оптимальное соотношение расходов на медицину между государством и населением и как его достичь», - говорит эксперт.
По ее словам, в 2016 году общие расходы на здравоохранение составили почти 4,9 трлн рублей, из них 63% (3,1 трлн руб.) заплатило государство, а 37% (1,8 трлн руб.) – население.
«За что заплатило население? За оказание платных медицинских и санаторно-курортных услуг как в государственных, так и в частных лечебных учреждениях, за лекарства, которые население приобретает в аптеках, и за добровольное медицинское страхование (ДМС), говорит Гузель Улумбекова. - Следует отметить, что в России госрасходы на здравоохранение в 1,5 раза ниже, чем в новых странах Евросоюза, имеющих близкий к нашей стране уровень экономического развития (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия).
При этом руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением подчеркнула, что ни в одной стране нет 100-процентной бесплатной медицинской помощи. Однако в развитых странах население доплачивает меньше, чем в России, – не более 25%, например в странах Северной Европы – 15–20%.
«Высокие расходы на здравоохранение для граждан приводят к социальному недовольству и отказу от необходимой медпомощи, как следствие – к ухудшению здоровья населения. Из этого следует, что сегодня задача государства состоит в том, чтобы не увеличивать долю расходов населения на медицинскую помощь, а, наоборот, стремиться ее снизить. Для этого необходимо поэтапно увеличивать расходы государства на здравоохранение. К 2025 году они должны возрасти как минимум в 1,3 раза. Это позволит к 2025 году достичь соотношения 70% от государства на 30% от населения, а общий «кошелек» здравоохранения возрастет до 5,9 трлн руб.», – объясняет Гузель Улумбекова.
Эксперт ОНФ предложила несколько вариантов увеличения государственных расходов.
«Один из вариантов – пересмотреть налоговую политику. Поэтапно ввести прогрессивную шкалу налогообложения для богатых граждан. Во всех развитых странах дополнительные доходы бюджета складываются из налогов, которые платят очень состоятельные люди, тем самым создавая условия для сбалансированного бюджета. Например, в США, Германии, Швеции, Швейцарии действует прогрессивная шкала налогообложения, и сверхдоходы облагаются налогом от 35 до 50%», – отмечает эксперт.
По мнению Гузель Улумбековой, еще одним возможным источником увеличения бюджета страны может стать оптимальное соотношение стоимости товаров и услуг между различными отраслями экономики.
«Например, мы переплачиваем в банковско-кредитной сфере и на энергоносители, недоплачивая здравоохранению. Стоимость электроэнергии в России в два раза выше, чем в США, ставка банковских кредитов в России составляет 14–16% (и это при уровне инфляции в 4%), а в западных странах – максимум 6% (при уровне инфляции 3–4%)», – подчеркнула она.
По мнению Гузель Улумбековой, задача Минздрава – решить, что именно будет оплачивать государство. Она считает, что для этого необходимо провести общественные обсуждения, подготовить расчеты, выделить приоритеты.
«Очевидно, что полностью бесплатной должна быть медицинская помощь для детей и подростков, - считает эксперт. - Это приоритет, потому что смертность детей до 14 лет в России в два раза выше, чем в новых странах Евросоюза. Также наш приоритет – здоровье мужчин трудоспособного возраста, которые живут на семь лет меньше, чем мужчины в этих странах. Что касается видов медпомощи, главное – обеспечить самую распространенную (амбулаторно-поликлиническую, скорую, лекарства, экстренную) помощь в стационарах».
Кроме этого, освободить от расходов на медицину, по мнению Гузель Улумбековой, надо и семьи с низкими доходами.
«Порог доходов, с которого будут взиматься доплаты, тоже нужно определить. Если говорить, каким способом доплачивать, то система ДМС предпочтительней, чем платежи напрямую из кармана пациента», – заключила Гузель Улумбекова.
источник : doctorpiter.ru