97% граждан РФ, согласно данным ВЦИОМ, имеют полис ОМС. При этом 50% уверены: улучшить систему обязательного медстрахования невозможно.
Пример из жизни
«Недавно я столкнулся с удивительным злоупотреблением в медицине, - рассказывает бывший врач Ю. А. - У ребёнка аденоиды, и ему периодически делают риноскопию - осмотр носоглотки эндоскопом. Простая процедура, занимающая 10-15 мин. Но во время последнего приёма нам сказали, что всё изменилось: или собирайте кучу справок и ждите очереди, или идите в платную клинику, где вам то же самое сделают без очереди за 3 тыс. руб. Решили собирать справки. Долго собирали, даже в центр госуслуг обращались, встали в очередь. Когда подошло время, обратились в регистратуру уже знакомого медцентра, где делали раньше риноскопию, но оттуда нас отправили в приёмный покой больницы. Там ребёнка осмотрел врач, завели историю болезни, выдали постельное бельё, отправили в двухместную палату. Туда пришёл ЛОР-врач, отвёл ребёнка в свой кабинет, за 15 мин. провёл обследование и сказал прийти за результатами через три дня. Мы так и сделали, на руки нам выдали «выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного». То есть де-юре ребёнок находился на лечении в медцентре 3 дня. А что было де-факто, вы уже знаете. Кому нужен был этот цирк? И во сколько раз дороже он обошёлся, чем обычная риноскопия? Это же деньги из фонда ОМС, которые каждый из нас платит обязательно. Получается, нас обокрали?»
Мёртвые души
Сегодня большинство пациентов уверены: система обязательного медицинского страхования как будто специально создана для воровства наших денежек, которые регулярно отчисляются в фонд ОМС. Многие представляют себе и схему мошенничества, не раз о ней рассказывали в СМИ. Пациенту, который состоит на учёте в районной поликлинике, приписывают фиктивные посещения врачей и обследования. Они оплачиваются страховыми компаниями, ведь те переводят на счёт медучреждения денежные средства за каждого обратившегося пациента. Чем больше обращений к врачам, тем больше сумма отчислений. Такой современный вариант «мёртвых душ».
«Ещё недавно так было, но после введения электронной записи эта практика почти исчезла, - рассказывает доктор медицинских наук, президент Национального агентства безопасности пациентов и член общественного совета при Росздравнадзоре Алексей Старченко, много лет занимающийся защитой прав пациентов и прекрасно знающий эти проблемы. - Подобные нарушения возможны лишь при диспансеризации и проведении вакцинации, когда оплата идёт за каждого пациента, который проверил своё здоровье или сделал прививку».
Одна схема себя изжила, другая тут же возникла. «Сегодня в системе ОМС иной принцип финансирования (его называют подушевым), и это делает прежние схемы приписок ненужными, - объясняет Старченко. - Медучреждения получают денежные средства заранее, в зависимости от количества населения, приписанного к ним. Если говорить прямо, после перечисления денег пациенты им уже не нужны, главный врач поликлиники или больницы найдёт, как и на что их потратить. Он является главным держателем финансов и больше всего заинтересован в том, чтобы максимально экономить на больном. Отсюда и все существующие нарушения: ограничения пациентов в лабораторном и инструментальном обследовании, в консультациях узких специалистов, частое направление на платные диагностические и лечебные процедуры. Единственное средство борьбы с этим - совершенствование стандартов медицинской помощи, которое заставит главного врача тратить подушевые деньги на полноценную диагностику и лечение пациентов. Без таких стандартов медпомощи других инструментов, понуждающих проводить качественно диагностику и лечение, практически нет.
В больницах экономят на койко-днях, выписывая людей недолеченными. Предположим, болезнь лечится 30 дней, а выписывают через 10. В ряде случаев это возможно, если больного направляют в дневной стационар. Но очень часто его выписывают домой, без долечивания. Мне известны случаи, когда людей с инсультом выписывали на 10-й день, а это ещё острая фаза. Всё это серьёзные нарушения. Но для медучреждения в этом большая выгода: койко-оборот бешеный, за один срок на ней можно, по сути, пролечить трёх больных.
Эксперты страховых медицинских организаций периодически выявляют такие нарушения. За них предусмотрен штраф в 50% от перечисленных средств на больного. Главврачи их выплачивают, но всё равно остаются в выгоде - 50% за такое фиктивное лечение остаются у них. Но независимых экспертов очень мало, и такие проверки охватывают лишь 8% госпитализаций в больницах и 0,8% обращений в поликлиники, масса нарушений остаются невыявленными».
Не стесняйтесь жаловаться
«Типичное нарушение - непрофильная госпитализация, - продолжает Старченко. - Предположим, больному нужна нейрохирургическая помощь, а его кладут в простое неврологическое отделение, где он умирает (в этом случае штраф 60%). Но по закону медики должны предпринять все усилия, вплоть до привлечения санитарной авиации, чтобы доставить больного в профильное медучреждение.
В онкологии бюджет учреждения можно подправить, экономя на химиотерапии: препараты очень дорогие, и больному могут дать неполную дозу. Так, если у пациента большая масса, ему нужна больше доза, и для неё надо открывать вторую ампулу. А этого не делают. Понятно, что такое лечение может быть менее эффективно.
Если честно, то, чтобы сегодня болеть, нужно быть очень здоровым. Если вы боитесь отстаивать свои права и ведёте себя скромно, то не получите должного лечения, которое вам необходимо. Не стесняйтесь звонить в страховую компанию с жалобами и вопросами. На их основе будут проводить проверки, а вас будут лучше лечить».
источник : www.aif.ru