Расходы по разделу «Здравоохранение» в принятом Госдумой в пятницу, 17 ноября, во втором чтении проекте бюджета-2018 увеличились по сравнению с первым чтением на 15 млрд рублей. Однако депутаты назвали этот широкий жест незначительным и прогнозируют проблемы, например, с лекарственным обеспечением.
В следующем году без лекарств могут остаться орфанные пациенты. По этой статье увеличения затрат вообще не предвидится, хотя Минздрав запрашивал деньги, указав, что субъекты не справляются с финансированием этих обязательств.
«Никакого увеличения финансирования здравоохранения нет, особенно в части федеральных денег. Поэтому надо смотреть, за счет чего увеличили отдельные статьи: раз где-то добавили, значит, где-то убрали. Плюс источников финансирования у нас несколько, то есть по сути это деньги ОМС. Поэтому, если мы будем смотреть, например, лекарственное обеспечение, то увидим, что по орфанным, дорогостоящим заболеваниям никакого увеличения нет. Есть некоторое увеличение на программу "7 нозологий"», - прокомментировал порталу Medvestnik.ru первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал.
По данным, которые приводятся на сайте комитета, дополнительные средства пойдут на закупку лекарственных средств (7,9 млрд рублей), а также на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения (более 1 млрд). Увеличили ассигнования на госпрограмму «Информационное общество» - на 5 млрд рублей ежегодно, в том числе на подключение всех медицинских организаций к высокоскоростному интернету, очевидно, в связи с принятием закона о телемедицине. Еще по полмиллиарда в год достанется медицинским вузам. Дополнительные средства заложили на обеспечение «майских указов» президента: в 2018 году объем дотаций субъектам РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на зарплаты вырос ко второму чтению на 20 млрд рублей.
Однако при этом Комитет по охране здоровья Госдумы 15 ноября одобрил поправку в бюджет, которая сократит финансирование ВМП, не вошедшей в программу ОМС, в регионах. И это на фоне урезания финансирования субъектового здравоохранения. По данным Счетной палаты, за прошедший период 2017 года сокращение финансирования по разделу «Здравоохранение» составило 42,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Расходы на здравоохранение были снижены в консолидированных бюджетах 84 субъектов РФ. При этом в 20 регионах отмечается снижение в три с лишним раза.
В целом депутаты оценивают бюджет-2018 пессимистично. «Наша фракция проголосовала против второго чтения, потому что наши предложения в основном не прошли. 7,9 млрд на увеличение лекарственного обеспечения, да, одобрили. Но этого явно недостаточно. То есть люди с орфанными заболеваниями, например, останутся без лекарств, потому что всем не хватит. Но в целом все равно идет снижение по социальным статьям — образованию и медицине. Хотя было сказано, что корректировки бюджета будут еще весной и осенью, и будут увеличивать, если увеличат доходную часть», - рассказал другой первый запред Комитета по охране здоровья Госдумы Федот Тумусов.
По его словам, некоторые намерения депутатов разошлись с реалиями более чем в два раза. Например, на статьи по лекарственному обеспечению запрашивали 20 млрд рублей вместо 7,9 млрд. По ВМП, как уже говорилось, снижение финансирования на уровне каждого субъекта по сравнению с 2017 годом составило 20-30%. Нет уверенности даже в том, что будут выполнены «майские» указы президента. На это не хватает, по разным экспертным оценкам, от 10 до 20 млрд рублей.
Татьяна Бескаравайная
источник : www.medvestnik.ru