с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Без права на врачебную ошибку. Всё о качестве медицинского обслуживания
28 Ноября 2017 г.

Медициинского обслуживания - один из самых волнующих людей вопросов. Что делать, если невозможно достать талончик к узкому специалисту? Сколько по закону надо ждать приёма у кабинета доктора? И как быть, если врач начинает хамить?

 

Наиболее часто задаваемые вопросы читателей «АиФ» мы переадресовали заместителю начальника управления организации защиты прав застрахованных граждан, начальнику отдела по работе с гражданами ТФОМС Ольге СТРОГОНОВОЙ.

Платить или не платить?

У меня нет прописки в Санкт-Петербурге, но я живу и работаю в городе. Могу ли я получать медицинскую помощь бесплатно? Е. Барсуков, СПб

- Полис обязательного медицинского страхования обеспечивает право человека получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории России. В медицинских организациях (участниках системы) - взрослых и детских поликлиниках, женских консультациях, больницах. Отсутствие регистрации по месту жительства не препятствие к её получению в регионе проживания. Если вы переехали в другой, то в течение месяца должны обратиться в одну из страховых компаний, работающих на этой территории, для перестрахования. Список, адреса и телефоны страховых, работающих в системе ОМС, а также их пунктов выдачи полисов можно уточнить на сайте ТФОМС.

С 2011 года на всей территории РФ действует полис единого образца. Его выдают один раз на всю жизнь. Если вы меняете страховую компанию, то просто на оборотной стороне она ставит свой штамп. Если вы потеряли полис, обращайтесь в ТФОМС. Там сообщат, где вы застрахованы, соединят с организацией, чтобы узнать, как восстановить документ.

В больнице назначили лечение. Но сказали, что некоторых препаратов нет и надо купить их за свой счёт. Законно ли это? В. Ошаев, Колпино

- Подробную информацию о медицинской помощи, оказываемой за счёт средств ОМС, можно узнать в своей страховой компании. Консультант обязан рассказать, на что вы имеете право и когда. Есть программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Можно заранее ознакомиться с ней в Интернете.

Медицинская помощь, назначенная лечащим врачом по показаниям, должна оказываться бесплатно. Это относится как к поликлиникам, так и к стационарам. Для последних правительство РФ установило свои перечни, которые содержат более 600 жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и более 450 медицинских изделий, имплантируемых в человека. Если пациент по показаниям нуждается в лекарстве не из перечня, то его назначение проводится решением врачебной комиссии. И оно также бесплатно. Если какое-либо лекарство предлагают приобрести, не предложив бесплатной альтернативы, сразу обращайтесь в страховую компанию (телефон указан на обратной стороне полиса ОМС) либо на телефон «горячей линии» комитета по здравоохранению.

Также для удобства застрахованных лиц в Санкт-Петербурге организован единый контакт-центр в сфере ОМС (см. справку), туда можно обратиться и для консультации по вопросам защиты прав. Если необходимо, оператор соединит человека со специалистом его страховой компании.

Кто лечить будет?

Мне не нравится моя поликлиника. Могу ли я перейти в другую? Е. Кузикова, СПб

- У нас есть право на выбор медицинского учреждения. Если мы говорим о первичной помощи, то важно прикрепиться к той организации, в которой вам будет максимально комфортно. Можно отдельно выбрать поликлинику (взрослую и детскую), стоматологическую, кожный и онкологический диспансеры, женскую консультацию.

Выбрав медицинскую организацию, следует подать на имя её руководителя письменное заявление. Также надо будет предъявить паспорт и полис ОМС. Заявление составляется в свободной форме. 

Помните: отказать в прикреплении по месту фактического проживания, учёбы или работы вам не могут. Но если вы выбрали поликлинику рядом с офисом или школой, а живёте в другом районе, участковый врач оттуда к вам на дом не придёт. При необходимости вызова доктора нужно будет обращаться в поликлинику, которая обслуживает вашу территорию.

Учитывайте, что у каждого учреждения свои мощности. В популярных поликлиниках может быть слишком много пациентов. Вас не смогут прикрепить просто из-за того, что возможности не позволяют этого сделать.

Кстати, вы можете прикрепиться к медорганизации по месту пребывания как иногородний гражданин. Например, если приехали на месяц в гости или в командировку на полгода.

Может ли страховая компания помочь в ситуациях, когда врач на приёме грубит, кричит, хамит? Е. Вишняева, Пушкин

- Одно из основных, можно даже сказать - базовых прав граждан, согласно закону об охране здоровья, - это уважительное и гуманное отношение к пациенту со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Если вы столкнулись с хамством, обращайтесь к руководителю медорганизации, в районный отдел здравоохранения и в страховую компанию. Если факты несоблюдения норм этики и деонтологии подтвердятся, медорганизация будет оштрафована.

И, кстати, у каждого человека есть право на выбор врача, если в учреждении есть другой. Но необходимо согласие специалиста, к которому вы хотите попасть. Причину смены лечащего врача указывать не обязательно.

Сколько можно ждать?

Нужен невропатолог, но в моей поликлинике - один в отпуске, другой заболел, а к третьему запись будет только через месяц. Почему нельзя меня отправить в соседнее учреждение, где всё на месте? О. Саленко, СПб

- Если пациент нуждается в получении помощи от специалиста, который сейчас недоступен, то обязанность медучреждения - организовать её.

В том числе выдав направления в соседнюю поликлинику или диагностический центр, какие-то другие структуры, например амбулаторные консультативные отделения стационаров. «Один заболел, другой в отпуске» - это не ответ.

Кроме того, по закону, если вам предлагают выполнить услугу в сроки, которые превышают установленные законом, вы должны письменно дать на это согласие. Только тогда считается, что ваши права не нарушены.

В противном случае обратитесь за содействием в страховую медицинскую организацию, которая может оказать содействие в решении проблемы - найти то место, где помощь будет предоставлена в установленные сроки и договориться о приёме застрахованного. А также проверить медорганизацию, в которой вдруг не оказалось никаких специалистов. И если окажется, что есть нарушения прав застрахованных, оштрафовать её.

Что делать, если в поликлинике приходится слишком долго ждать у кабинета врача? С. Левин, СПб

- Неудовлетворительная организация работы медучреждений - это ведущая причина жалоб в фонд на протяжении нескольких последних лет в Санкт-Петербурге. По регламенту срок ожидания у кабинета - не более двух часов. А специализированная помощь в лабораторных условиях, консультация специалистов и диагностика должны быть оказаны в течение 14 рабочих дней.

К сожалению, изменить систему напрямую ни страховые компании, ни ТФОМС не могут. Вопросы организации лечебно-диагностического процесса, записи к врачу, выдачи направлений, талонов и т. д. относятся, прежде всего, к компетенции администрации поликлиники. В таких случаях вы имеете полное право обратиться к главному врачу с жалобой. Он обязан разрешить ситуацию. Также по закону вопросы, связанные с организацией и контролем первичной медико-санитарной помощи, относятся к компетенции отдела здравоохранения администрации района. В случае, если человек не получил помощи у администрации поликлиники, необходимо обратиться туда.

Кто поможет в случае, если врач применил неправильное лечение или выписал неподходящие препараты? Т. Романова, СПб

- Каждая третья жалоба в страховые компании связана с качеством медпомощи. Согласно ст. 38 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховая медицинская организация должна осуществлять соответствующий контроль. Например, провести экспертизу качества оказанной помощи с помощью привлечения независимых врачей-экспертов. Если окажется, что оно было ненадлежащим, медучреждение ждёт штраф.

Однако нормативными документами не предусмотрены механизмы, которые позволили бы возместить какую-то сумму напрямую из страхового фонда. Компания лишь может оказать содействие, помочь составить исковое заявление, выступить в качестве защитника в судебном разбирательстве.

 


источник : www.spb.aif.ru

вернуться в раздел новостей