§

Новости

Почем здоровье для народа
01 Марта 2012 г.

Как защитить права пациента и какая медицинская помощь должна быть платной, а какая - бесплатной. Сегодня продолжаем тему.

 


Платное бесплатное

Чтобы хоть немного разбираться в вопросе, важно знать: ежегодно депутаты облдумы утверждают территориальную программу обязательного медицинского страхования. В нее заложены те виды помощи, которые пациент получит бесплатно (заплатят за них из средств Терфонда ОМС). Вот что входит в программу: первичная медико-санитарная помощь (лечение болезней, травм, отравлений, профилактика, проведение прививок, диспансерное наблюдение и т. д.); неотложная и скорая медпомощь (в том числе санитарно-авиационная); специализированная (в том числе высокотехнологичная) - при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и лечения. Казалось бы, этот объем покрывает все насущные потребности. Но! Существует также Постановление Правительства № 27 от 13.01.1996 г., которое определяет возможность оказания платных услуг в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения дополнительно к гарантированному объемууслуг бесплатных. И с этого момента и начинается путаница.

- Поскольку отличить дополнительные от всех других видов услуг не могут не только пациенты, но и врачи, и Минздравсоцразвития (это невозможно по сути), эти правила по факту используются медучреждениями как угодно, - убежден основатель Всероссийской общественной организации "Лига защиты прав пациентов" Александр Саверский.

- До тех пор, пока у лечебного учреждения есть возможность оказывать и платную, и бесплатную медпомощь, оно будет стремиться оказывать платную, и способы для этого найдет, - считает Галина Едигарова, руководитель общественного совета по защите прав пациентов при Волгоградском управлении Росздравнадзора. - Например, надо провести обследование, которое входит в программу ОМС и должно быть бесплатным, но пациента предупреждают, что очередь расписана на три недели вперед. А если надо быстрее, то платите. А ведь в большинстве случаев вопрос сроков крайне важен! Следующая ситуация: обследование МРТ (магниторезонансная терапия, процедура дорогостоящая. - Авт.), которое пациенты в волгоградском кардиоцентре могут получить за счет средств ОМС. Пациенты жаловались в наш совет: томограф встал на ремонт на месяц, что им делать? Причем самое интересное, что за деньги это обследование почему-то здесь проводят...

- То же самое касается и визита к врачу, - продолжает Галина Алексеевна. - Хотите попасть к узкому специалисту? Объясняют: он приходит раз в три дня, принимает в определенное время, но если хотите попасть быстро - платите. А стационар? Лежит больной в том или ином отделении, но требуется консультация специалиста другого профиля, - пожалуйста, но услуга платная. Платных услуг в лечебных учреждениях намного больше, чем кажется, - заключает Едигарова.

Дефицит в законе

Как же быть пациенту? Начнем с того, что ежегодно программа ОМС, с которой мы начали, принимается с опозданием. А если она не принята, то пациенту приходится выкладывать немалые суммы. Так, Росздравнадзор сейчас разбирает жалобу родственников пациента, которому в феврале минувшего года была сделана операция в больнице № 12 Волгограда по замене сустава. Операция входит в программу ОМС, но так как на тот момент программа еще не была принята, деньги пришлось заплатить родственникам. А если учесть, что иногда программу принимали вплоть до июня месяца, можно представить, какому количеству пациентов приходилось раскошеливаться. Кроме того, программа всегда принимается с дефицитом, а это значит, что нам все равно за что-то придется платить.

В этом смысле есть две хорошие новости: во-первых, в текущем году программа уже принята (действует с середины февраля). Во-вторых, дефицит рекордно низкий - 14%, причем областные власти обещают изыскать источники, чтобы снизить и эту цифру.

Но все дело в том, что в целом ряде лечебных учреждений (конкретные примеры мы приводили в предыдущей статье) умудряются заставить оплатить пациентов услуги, которые входят в программу ОМС, или еще лучше - один и тот же счет выставляют и пациенту, и Фонду страхования. Отсюда совет: во-первых, если что-то заставляют оплачивать, то требуйте документы, подтверждающие факт оплаты. Если отдали просто в карман врачу, вы потом ничего не докажете! А если есть документы, можно обратиться в свою страховую компанию и потребовать возврата средств, если они были взысканы незаконно. Другой вариант: проконсультируйтесь со страховой компанией, прежде чем платить. Вам дадут квалифицированный совет.

Добро пожаловаться  

А как же быть с узкими специалистами, которые в большом дефиците?

- Лечебное учреждение обязано заключить договор с таким специалистом, если его нет в штате, или направить пациента в другое муниципальное учреждение, где такой специалист есть, - поясняет Галина Едигарова. - Но вас не имеют права отправить исключительно в частную клинику. Ведь помимо денег за консультацию, там могут потребоваться анализы, которые тоже придется оплачивать, и во что это обойдется?

А что делать, если все-таки отказывают в предоставлении услуги, которая входит в программу ОМС?

- Попытайтесь урегулировать вопрос с врачом, напомнив ему, что услуга должна быть бесплатной, - советует Александр Саверский. - Не бойтесь испортить с лечащим врачом отношения. Практика показывает, что юридически подкованные пациенты дисциплинируют нормального врача. Если врач настаивает на оплате, подайте жалобу заведующей поликлиникой или главврачу больницы, тем более что платные услуги скорее всего в их компетенции. Если проблему не удалось решить, можно обратиться в ОВД или прокуратуру: напишите заявление с просьбой внести в медучреждение представления об устранении нарушенного права.

***

Не бойтесь испортить отношения - ключевые слова в этой ситуации, как нам кажется. Как только мы научимся прояснять правду о своих правах и аргументированно их отстаивать, отношение к пациенту начнет меняться. И это касается не только вопроса сохранения денег, но и главного для каждого из нас - здоровья.



источник :  inter-volgograd.ru

вернуться в раздел новостей