с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Пациентское сообщество просит российскую медицину повернуться лицом к больному
21 Декабря 2017 г.

В Москве прошел восьмой Всероссийский конгресс пациентов. Три дня делегаты из 52 регионов страны обсуждали ситуацию в медицине, учились правильно заниматься проектной деятельностью, общаться с чиновниками и вести с ними переписку, проводили тренинги по противодействию манипуляциям во время переговоров, а также дискутировали о будущем российской медицины. Как считают представители пациентских общественных организаций, здравоохранение должно повернуться к человеку лицом. Сейчас, несмотря на положительную демографическую статистику, обнародованную Минздравом, ситуация далека от нормальной.

 

Восьмой год Всероссийский союз пациентов собирает вместе представителей общественных организаций, чья деятельность связана с защитой прав людей, страдающих определенными заболеваниями, порой неизлечимыми. Собирает, чтобы обучить правилам и методикам, позволяющим более плодотворно отстаивать интересы тех, кто зачастую уже не может сделать этого самостоятельно.

Подобная практика позволила пациентскому сообществу добиться серьезных результатов. К ним стали прислушиваться сами медики, о чем еще десять лет назад и не думали. Власть имущие от медицины, уже не стесняясь, признают изменения. Например, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, впервые посетивший Всероссийский конгресс пациентов, назвал собравшихся коллегами. Так что нет удивительного и в том, что министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова выступила на форуме с докладом.

Красивые цифры

Разумеется, речь зашла о положительных изменениях, которые претерпела российская медицина и общество в последние годы. За десять месяцев 2017-го средняя продолжительность жизни россиян составила 72,6 года. Причем у мужчин она увеличилась сразу на один календарный год. Снижение смертности, по словам министра, зафиксировано во всех возрастных и социальных группах. А по младенческой и материнской смертности показатель самый низкий за всю историю России.

— В прошлом году мы внедрили геоинформационную систему, которая показала нехватку сельских фельдшерско-акушерских пунктов и центров высокотехнологической помощи, — рассказала Вероника Скворцова. — Мы в три раза увеличили число мобильных медицинских комплексов, которые выезжают в небольшие поселки. Выросло почти в четыре раза число организаций, оказывающих высокоспециализированную помощь. Дети, нуждающиеся в ней, уже не ожидают месяцами своей очереди. Она появляется лишь в тех случаях, когда есть выбор между лечебными учреждениями.

Обновляется, по словам министра, и парк машин скорой помощи. В 34 регионах со сложным рельефом местности развивается санитарная авиация. Расширен перечень жизненно важных лекарств, чего не было долгое время. Профилактическая работа, которой в 2017-м уделили особое внимание, приносит плоды. В следующем году приоритетной станет борьба с онкологическими заболеваниями.

О чем умолчала министр

Это лишь небольшая часть положительных тенденций в российской медицине, которые назвала Скворцова. А вот о проблемах министр говорить не стала. О них напомнил президент союза “Национальная медицинская палата” Леонид Рошаль.

— У нас только 40% населения довольны здравоохранением, — говорит Рошаль. — Мы едины с пациентскими организациями в том, что доля здравоохранения во внутреннем валовом продукте должна не уменьшаться, как нам предлагает Министерство финансов России, с 3,7% до 3,4%, а наоборот — повышаться.

По его мнению, основной вопрос — кадровый. И если численность врачей должно регламентировать государство (разумеется, не в сторону уменьшения, как сейчас), то качество образования — во многом проблема, которой должно заняться сообщество медиков.

— В настоящее время Национальная медицинская палата пытается выстроить систему непрерывной последипломной подготовки, — продолжает Рошаль. — Она должна быть умной, удобной и бесплатной для врача. Кроме того, необходимо вернуться к практике распределений после вуза. Сейчас мы не выполняем конституционные нормы. Нам такая свобода не нужна. Я сам работал в поликлинике и считаю это хорошей школой.

Лекарственная обеспеченность — один из острейших вопросов, который волнует пациентское сообщество. Анализ данных и здесь показывает медленное ухудшение ситуации. Это возникающие перебои с поставками, замена препаратов по “экономическим” причинам, нехватка средств в региональных бюджетах. Между тем во Всероссийском союзе пациентов уверены, что необходимо снять ограничения на продажу лекарств через интернет.

— Мы считаем неправильным то, что люди не могут получить лекарства из-за ограниченной возможности передвижения, и считаем необходимым, чтобы такая возможность появилась, включая препараты рецептурного отпуска, — сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. — При этом продавать лекарства должны лицензированные аптеки под жестким контролем.

Кстати, о закупках лекарств и медицинского оборудования. За последние три года ФАС России возбудила более сотни антимонопольных дел о сговорах на торгах по поставке медикаментов и медицинского оборудования.

— Картели на торгах по поставке медикаментов и медицинского оборудования охватили 82 субъекта Российской Федерации и более шести тысяч аукционов, — заявил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. — Сумма доходов участников картелей превысила 23 млрд рублей.

Стандарты и критерии

Одна из причин, по которой в одно и то же время общество не удовлетворено медициной, а статистика свидетельствует о положительной динамике в здравоохранении, заключается в разных оценочных подходах. Так считает генеральный директор ФГБУ “Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи” Виталий Омельяновский.

— Есть противостояние между стандартами оказания медицинской помощи и критериями качества, — поясняет Омельяновский. — На бытовом уровне, где работают простые критерии, наподобие “сделано — не сделано” или “помогло — не помогло”, человеку все просто и понятно. В стандартах, которыми пользуются ведомства, можно голову сломать. Мы хотим постепенно прийти именно к новым критериям качества, которые и разрабатываем.

На переход к новшествам директор центра дает два-три года. При этом новый инструмент оценки качества встречает большое сопротивление со стороны практикующих врачей.

Пациентскому же сообществу больше интересно, когда медицина повернется лицом к пациенту. Этот процесс может затянуться на более долгое время. И в процессе очередных реформ про обратившегося за помощью больного могут опять забыть.

— Нам нужно здравоохранение централизованное, продуманное, последовательное, — сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. — И мы будем расширять общественный контроль над медицинской сферой, будем продолжать отстаивать права пациентов, надеюсь — взаимодействуя с органами власти.

Комментарий:

Геннадий Щербаков, заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ:

— Возврат к системе распределения после окончания медицинского вуза мы поддерживаем. Проблему нехватки кадров можно решить только на государственном уровне, с помощью специально разработанной комплексной программы. Это одно из требований к властям, которое было названо на недавнем пленуме профсоюза медработников.

Да, существуют клинические рекомендации или протоколы. Но в медицине множество разных школ, и подвести их под единый стандарт невозможно. Есть базовые основы, но когда пациент и врач сталкиваются с болезнью, последний не должен действовать по какому-то единому шаблону. Он должен учитывать особенности — например, дополнительные хронические заболевания, никуда от них не денешься. Лечится, в конце концов, не синдром, а болезнь, при этом клинические рекомендации закладывают основы в подходах лечения. Но для этого у нас сейчас нет законодательной базы. У нас и сейчас идет полемика, кем является врач — субъектом или объектом права. А после может начаться и вовсе правовой беспредел.

Что касается пациенто-ориентированной медицины… Если вспоминать все реформы здравоохранения с конца 80-х годов: внедрение новых хозяйственных механизмов (например, бригадные формы), переход к страховому принципу, модернизация… они имели больше экономическую направленность. Это постоянная адаптация здравоохранения к рыночным отношениям. Если смотреть с этой точки зрения, то надо было параллельно решать вопрос связи “врач — пациент”, где они остаются один на один. Сейчас и надо корректировать реформу с учетом данного фактора. Чтобы и пациент был доволен, и врач себя чувствовал защищенным. Эта корневая система, над которой предстоит работать всем заинтересованным сторонам.

 


источник :  sakhalife.ru

вернуться в раздел новостей