На протяжении последнего десятилетия заболеваемость туберкулезом в России и Петербурге снижается. Снижение было бы ощутимее, если бы петербуржцы регулярно обследовались, а пациенты диспансеров — лечились. В этом, по мнению специалистов, поможет метод «кнута и пряника».
Около трети населения планеты инфицировано микобактерией туберкулеза — ежегодно в мире заболевают больше 10 млн человек, из них 1 млн — дети. Как отмечает Роспотребнадзор, туберкулез по-прежнему входит в число 10 основных причин смерти в мире.
«Благополучная территория»
— Многие годы заболеваемость туберкулезом в Петербурге снижается, — рассказал главврач Городского противотуберкулезного диспансера Владимир Жемков. — Впервые за послеперестроечные годы в Петербурге достигли показателя 19,9 выявленных случаев на 100 тысяч человек. Если учитывать не коренных петербуржцев, а также военнослужащих и тех, кто отбывает наказание в местах заключения, уровень заболеваемости выше — чуть больше 29 случаев на 100 тысяч. Однако это все равно ниже показателя по России — 48,1 на 100 тысяч населения.
Всего в Петербурге на учете с активными формами туберкулеза, состоят почти 3 тысячи пациентов, в то время как средний всероссийский показатель почти в два раза больше, говорят эксперты.
Читайте также: Минздрав планирует ликвидировать туберкулез к 2030 году
В Петербурге в 2017-м от туберкулеза умерли около 200 человек, из них меньше ста человек — петербуржцы.
В Ленобласти также снижается заболеваемость туберкулезом — за 2017 год 37,4 случая на 100 тыс населения, что на 17% ниже уровня прошлого года. Среди впервые зарегистрированных детей открытыми формами туберкулеза страдают 20%. Регион сейчас приблизился к показателям 1992 года, когда была самая низкая заболеваемость.
«Кнуты и пряники» для пациентов
Чтобы заболеваемость продолжала падать, нужны «прорывные технологии» борьбы с туберкулезом, считает руководитель Ленинградского областного противотуберкулезного диспансера Юрий Корнеев. Существующих мер, по его словам, уже недостаточно. Здесь эксперт предлагает политику «кнута и пряника» по отношению к пациентам. Она используется практически во всем мире.
«Кнут» предполагает систему мер, которые бы применялись по отношению к тем пациентам, которые не изолированы и не хотят лечиться, продолжая заражать окружающих. В таких случаях больных изолируют принудительно, говорит эксперт. По его словам, в России подобная практика работает частично.
— Через суд можно потребовать изоляции, и суд направит пациента в противотуберкулезный стационар, откуда он сможет через два дня уйти, и ему за это ничего не будет, — говорит Юрий Корнеев.
«Пряники» же выглядят как социальная поддержка пациентов, проходящих лечение. Юрий Корнеев рассказал, что в России уже запускались пилотные проекты, показавшие свою действенность, — например, когда пациентам выдавали наборы еды, они активнее проходили лечение. Также эксперт отметил программу денежного поощрения тех, кто в течение определенного времени исправно получал терапию в амбулаторных условиях.
«Группа риска» — самая обследованная
В Петербурге числится 2,5 тысячи петербуржцев, потерявших прописку, приводит данные Центра учета лиц без определенного места жительства Галина Григорьева, главврач Противотуберкулезного диспансера №8.
— Всего же в городе около 14 тысяч бездомных — эта группа самая уязвимая по части туберкулеза. И говорить о том, что уровень заболеваемости среди них снижается, не приходится. Сегодня в этой группе населения заболеваемость в 10 раз выше, чем у жителей Петербурга, — рассказала эксперт.
Однако при этом основные распространители инфекции — это постоянные жители города.
— Как раз петербуржцы неохотно проходят флюорографические обследования и могут быть источниками заражения. Потому что бездомных, при попадании в стационары или социальные организации, сразу направляют на обследование, а потому выявляемость туберкулеза среди них выше, — рассказала гравврач.
Читайте также: В России испытывают новую вакцину против туберкулеза
Нежелание петербуржцев проверяться на туберкулез часто распространяется и на их детей. Как говорит начальник эпидотдела петербургского Роспотребнадзора Ирина Чхинджерия, в ведомство поступают жалобы родителей на то, что детей заставляют проходить туберкулинодиагностику. Кто-то из них путает ее с вакцинацией, а кто-то просто не понимает, зачем это нужно.
Читайте также: Главный фтизиатр России объяснила, почему можно мочить пробу Манту
Как напомнила Ирина Чхинджерия, по закону, в случае отказа от диагностики на туберкулез, ребенок отстраняется от посещений образовательного учреждения. Он может быть принят, только если родитель предоставит справку от фтизиатра об отсутствии заболевания, но чтобы ее получить, так же нужно пройти комплекс клинико-диагностических исследований.
— Когда по результатам проверки обнаруживается подозрение на туберкулез, ребенка перенаправляют на более серьезное и полное обследование, которое нужно пройти в течение месяца — если этого не происходит, его также отстраняют об обучения. Около 80% случаев туберкулеза у детей относится к так называемым малым и нераспространенным формам. Это говорит о том, что туберкулез у детей выявляется на ранних стадиях, когда он еще хорошо подвержен лечению и профилактике, — рассказала Ирина Чхинджерия.
Татьяна Холост
источник : doctorpiter.ru