23 марта в Забайкальском крае суд признал акушера-гинеколога Тунгокоченской центральной районной больницы Ирину Филипповой виновной в причинении смерти роженице по неосторожности. Однако она избежала наказания – ограничение свободы сроком на два года – в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Смертельное кровотечение
Вечером 20 февраля 2016 года жительницу села Усугли, медсестру Елену Поддубецкую, которая находилась на 7 месяце беременности и ждала появления на свет второго ребенка, экстренно госпитализировали в Тунгокоченскую больницу из-за преждевременных родов и там провели ей операцию «кесарево сечение». По словам супруга женщины Евгения, после операции лаборант сказала, что срочно нужна донорская кровь, в больнице запасов нет. В 2 часа ночи 21 февраля мужчина самостоятельно нашел донора, которым стала сестра Елены, у нее взяли два пакета крови, но этого оказалось недостаточно. Тогда Евгений привез другого донора, который восемь часов просидел в больнице в ожидании, потому что в медучреждении не было пакетов для крови. Только через несколько часов их привезли из Первомайской ЦРБ. В ходе следствия было установлено, что врачи, которые оперировали, сказали, что никогда ранее участия в таких операциях не принимали. В материалах дела дает показания врач акушер-гинеколог. Она сказала, что напугалась кровотечения и растерялась, не знала какие принимать меры. Медик связалась с читинскими врачами, однако, хирург, оценив всю тяжесть ситуации, сказал коллеге оставаться на месте и делать все, чтобы остановить кровотечение самостоятельно.
По словам руководителя Забайкальского правозащитного центра Анастасии Коптеевой, эксперты Красноярска установили ряд грубых нарушений и чудовищного непрофессионализма врачей Тунгокоченской ЦРБ. В частности, врачи не определили, что Елена страдала полным предлежанием плаценты. Врачи вручную удалил послед, чем вызвали обильное, массивное кровотечение. Согласно результатам экспертизы на операционном столе Елена потеряла 50 процентов всей крови, это около 3000 миллилитров. Для переливания в спешном порядке нашли донора, однако, вместо нужных восьми тысяч роженице влили чуть меньше четырех тысяч миллилитров крови, которую прежде не проверили на совместимость.
Утром же следующего дня супругу роженицы Евгению сообщили, что из Читы вызвали докторов Центра медицины катастроф. Дежурный по аэропорту подтвердил, что на 10 часов утра зарегистрирован рейс самолета до Усуглей, однако позже по непонятным причинам рейс отменили, поэтому читинские врачи поехали в село на машинах. В 12 часов дня Елене Поддубецкой стало совсем плохо и ее повезли на повторную операцию. Через два часа операции к Евгению вышел врач и сообщил, что у жены была остановка сердца и сейчас она находится в коме. Спасти Елену им не удалось – смерть женщины наступила в два часа дня 22 февраля. Ребенок женщины остался жив, девочку из роддома забрал супруг.
Уголовное дело в отношении медиков возбудили спустя месяц со дня трагедии. Родные погибшей уверяли, что оперировавшие ее врачи накануне празднования 23 февраля были пьяны. Экспертиза по телу роженицы, которая изначально была проведена в Чите, не дала полной оценки действиям медиков, в связи с чем правозащитники настояли на проведении независимого исследования, которое проводилось уже в Красноярске.
По данным представителя потерпевшей стороны, юриста Романа Сукачева, сотрудничающего с правозащитной организацией «Зона права» и Забайкальским правозащитным центром, спустя два с лишним года после трагедии, 23 марта 2018 года, в суде было установлено, в ходе операции «кесарево сечение» акушер-гинеколог допустила дефекты при оказании медпомощи беременной Елене Поддубецкой. В частности, врач не применила в полном объеме свои познания в области медицины, не использовала современные методы диагностики, не выяснила до конца общее клиническое состояние здоровья роженицы. Эти действия акушера привели к ухудшению состояния и смерти женщины. В результате суд признал медика виновной.
«Судья также удовлетворил ходатайство правозащитников о вынесении частного определения в адрес руководителя СУ СКР по Забайкальскому краю об устранении нарушений законодательства, а именно — о непривлечении к ответственности еще двух медработников по делу о смерти пациентки», - добавил Сукачев.
Трагическая тромбоэмболия
Несколько похожая ситуация произошла в ноябре 2013 года в Сретенском районе, где по вине врачей умерла 35-летняя пациентка больницы. В июне 2017 года суд взыскал с ГУЗ «Сретенская центральная районная больница» в пользу матери и сестры погибшей свыше 700 тысяч рублей моральной и материальной компенсации.
Как установил суд, жительницу поселка Кокуй Надежду Власову лечили от сердечных заболеваний, а скончалась она из-за проблем с венами. Утром 21 ноября 2013 года женщина впала в глубокий обморок дома на глазах у малолетней дочери. В необорудованной карете «Скорой помощи» больную положили на пол и экстренно госпитализировали в больницу. Больная жаловалась на сильно опухшие выше голеней ноги с раздутыми венами. На что хирург успокоил ее, что просто лопнула глубокая полая вена. Через девять дней у пациентки оторвался тромб и перекрыл легочную артерию. Спасти ее не удалось. Причиной смерти явилась тромбоэмболия легочной артерии.
Как сообщила руководитель Забайкальского правозащитного центра
Анастасия Коптеева, которая представляла в суде интересы родственников погибшей, эксперты Регионального медико-правового центра Москвы в заключении указали, что врачами даже не рассматривалась возможность развития у женщины тромбоэмболии легочной артерии, начиная с микроэмболов, которые имели постоянный характер в течение нескольких дней, пока «не выстрелил» крупный тромб.
В свою очередь, эксперты Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» указали, что врачи районной больницы не обеспечили своевременную транспортировку пациентки с острым коронарным синдромом в Читу, в течение трех дней не наблюдали за пациентом с состоянием средней степени тяжести, а также не провели необходимых обследований – ЭхоКГ, маркеров некроза миокарда, УЗИ сердца, эхоангиографию сосудов нижних конечностей. Кроме этого, они в недостаточной степени проводили антикоагулянтную терапию, не проводили исследование состояние свертывающей – противосвертывающей системы, отсутствовала дифференциальная диагностика между инфарктом, тромбоэмболией и микроаденомой гипофиза. Согласно заключению экспертов, «имеется причинно-следственная связь между этими действиями медицинского персонала и наступлением смерти Надежды Власовой. При соблюдении всех необходимых лечебно-диагностических действий в отношении пациентки имелась возможность улучшения прогноза ее жизни».
«Мать и родная сестра погибшей 35-летней пациентки Надежды Власовой доказали в суде, что близкий им человек погиб из-за грубой халатности и непрофессионализма медиков ГУЗ «Сретенская центральная районная больница». В общей сложности родные погибшей в течение 3,5 лет доказывали вину медиков сначала в ходе следствия, затем в – суде. В пользу каждого из истцов судья взыскал по 280 тысяч рублей компенсации морального вреда, в пользу матери погибшей также был возмещен материальный ущерб свыше 146 тысяч рублей. Истцы обжалуют решение районного суда в вышестоящей инстанции. Полагаем, что присужденная судом сумма компенсации морального вреда за смерть человека в 280 тысяч рублей является рекордно заниженной», - сказала Анастасия Коптеева.
По ее словам, чрезмерно заниженная сумма компенсации морального вреда, взысканная судом за смерть молодой женщины, не соответствует в целом сложившейся судебной практике в забайкальских судах. Нередко суды взыскивают в пользу близкого родственника погибшего пациента один миллион рублей.
Напомним, в 2014 году Забайкальский краевой суд взыскал со Сретенской райбольницы 1 миллион 600 тысяч рублей в пользу родителей погибшего 3-летнего сына Максима Мозгунова, которому врачи не смогли диагностировать сердечные проблемы и малыш умер в больнице от разрыва сердца, а Центральный районный суд Читы взыскал со Сретенской ЦРБ 685 тысяч рублей компенсации в пользу Елены Катанаевой, которая из-за дефектных родов родила ребенка-инвалида.
По данным правозащитного центра, на сегодняшний день в производстве у правозащитников находится около десятка дел о врачебной халатности, решения по которым будут приняты судами в текущем году. Всего же за прошедший год забайкальские суды обязали больницы выплатить 6 миллионов 666 тысяч рублей компенсаций за гибель и увечья пациентов.
Евгения Коц
источник : zabinfo.ru