Сбои в системе госзакупок лекарств стали в последнее время темой обсуждения общественности и представителей власти. Так, Всероссийский союз общественных объединений пациентов обратился к главе государства и премьер-министру с просьбой внести поправки в закон о госзакупках. В свою очередь, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на одном из последних совещаний заявила, что регионы, которые не справляются с обеспечением людей лекарствами, должны лишаться полномочий в этой сфере. По мнению директора Екатеринбургского медицинского центра Сергея Акулова, необходимо сделать систему госзакупок в медицине более гибкой и прозрачной.
Схема государственных закупок лекарств в последние годы уже претерпевала изменения. В период, когда за здравоохранение в России отвечал Михаил Зурабов, эти функции были сосредоточены на федеральном уровне. Но на федеральном уровне задача выполнялась неэффективно. Затем часть полномочий по госзакупкам отдали регионам, часть - оставили за Минздравом. И вот сейчас есть недовольство работой регионов в этом направлении. Нужно ли возвращать полномочия обратно, в центр? Если следовать данной логике, если в каком-то регионе плохо работает губернатор, нужно упразднить сам институт губернатора и подчинить субъект федерации федеральным властям… Поэтому считаю, что нужно не менять систему при каждом сбое, а добиваться ее отлаженной работы, искать «узкие места».
Отмечу и то, что, пожалуй, нигде в мире государство не занимается организацией закупок медикаментов в таких масштабах, как у нас. За рубежом оно обеспечивает приобретение лекарств только для госструктур – армии, полиции, МЧС, стратегических резервов…. Обычные же гражданские больницы снабжаются обычными гражданскими поставщиками. Например, в Париже существует объединение больниц, имеющее собственную складскую инфраструктуру. Поэтому оно имеет возможность централизованно закупать лекарства для медучреждений. Ведь чем меньше закупщиков, тем легче наладить контроль над этим процессом. Если же такие права розданы множеству предпринимательских субъектов, система становится очень тяжелой и инертной. Еще один пример. У меня знакомый в Германии имеет свою клинику. В клинику приходит больной, ему выписывают рецепт, он едет с ним в аптеку и бесплатно получает лекарства, а уже потом аптека предъявляет счет соответствующему государственному органу. Эта система гибкая, достаточно простая и не налагает нагрузку на врачей.
источник : www.tass-ural.ru