«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». (Конституция РФ, ст. 41, ч.1)
Все больницы и поликлиники Твери должны оказывать бесплатную медицинскую помощь, поскольку являются государственными (муниципальными) учреждениями. Все больницы и поликлиники получают финансирование из бюджета (с 1 января 20012 г. – из областного). По программе «модернизации здравоохранения» Тверское здравоохранение за 2011-2012 гг. получит колоссальную сумму – около 3,7 млрд. руб. Эти деньги пойдут на ремонты медицинских учреждений, закупку оборудования, разработку новых стандартов оказания медицинской помощи и систематизацию работы медицинских учреждений на всех уровнях. Реализуется право на бесплатную медицинскую помощь через специальную Программу государственных гарантий, которая ежегодно утверждается правительством.
В программе определяются виды и условия оказания населению РФ бесплатной медицинской помощи. На базе федерального документа Тверская область принимает собственную детальную программу по бесплатной медицине. В Программе заявлено, что полностью бесплатной для пациентов должна быть работа «Скорой помощи», прием врачей в поликлиниках, основные диагностические методы, а также нахождение больного в стационаре. Финансирование во всех этих случаях осуществляется за счет бюджета или из Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Достаточное это финансирование или нет? Скорее ответ «нет», но это не повод, для подмены бесплатной медицинской помощи платными услугами. Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо, указывается в Программе госгарантий.
Между тем происходит это практически повсеместно. Например, Вы приходите на прием с болями к врачу в районную поликлинику, но в регистратуре говорят, что талончиков на прием уже нет. Остается только платный прием вне очереди. А если болит и сильно, то о деньгах думаешь меньше всего. Поэтому и платите деньги за прием или за обследование. Массу вопросов вызывает и ситуация со сдачей анализов или сложными диагностическими обследованиями. Врач, работающий в системе ОМС, платный анализ официально назначить не может. Если же врач посчитал, что какие-то исследования необходимы для уточнения диагноза, а в данном учреждении нет возможности их провести, то лечебное учреждение должно застрахованному пациенту это организовать, где-то в другом месте. Но опять же, человек не обязан за это платить. Но, ссылаясь на проблемы, тверские больницы «рекомендуют» пациентам помощь на платной основе. То есть, по сути, на коммерческие рельсы при желании можно поставить любую услугу, преподнеся ее как дополнительную.
Практически в КАЖДОЙ тверской больнице есть официально разрешенное отделение ПЛАТНЫХ медицинских услуг. Все эти отделения руководствуются в своей работе «Положением об упорядочении оказания платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения Тверской области» (http://www.regionz.ru/index.php?ds=737890). Правомерность платности медицинских услуг - вопрос, на который разные юристы отвечают по-разному и всякий раз аргументировано. Каждый главный врач делает свой выбор, прислушиваясь к тем аргументам, которые ближе ему лично и оценивая степень риска, исходя из результатов проверок надзорных органов. Большинство главных врачей склоняются к организации таких услуг в своем учреждении, стараясь свести к минимуму нарушения «Правил предоставления платных медицинских услуг» ... и одновременно получить дополнительный источник финансирования. Главные врачи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при обсуждении вопроса о платных услугах, как правило, сообщают о недостаточности государственного финансирования, которое не покрывает необходимых затрат на медицинскую помощь. Таким образом, реальный объем финансирования, по их мнению, предопределяет необходимость сохранения платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Минздрав административно никогда «не прописывал» перечней услуг платных и бесплатных, потому совершенно не ясно, что сегодня может быть платным, а что должно быть бесплатным. Сегодня относительно (!) законно взимание платы только за «комфортность» и за «безочередность» лечения, а сами медицинские услуги должны оказываться бесплатно! Также незаконно использование времени врача, работающего на бюджетной зарплате, для оказания платных медуслуг. Для оказания платных услуг можно использовать оборудование, приобретенного не из бюджетных источников.
Для примера, «Правила предоставления платных медицинских услуг населению» ГУЗ Детская ОКБ (http://dokb-tver.ru/patsientam/platnye-uslugi/pravila-predostavleniya-platnyh-meditsinskih-uslug-naseleniyu/):
«2.2. Основанием для оказания платных медицинских услуг является: 2.2.2 Отсутствие соответствующих медицинских услуг в Гарантированной программе." И тут же на сайте нам предлагают ПЛАТНЫЙ консультативный прием специалистов в поликлинике ДОКБ: педиатр, эндокринолог, хирург, кардиолог, офтальмолог, ортопед-травматолог, уролог, гинеколог, невролог, ЛОР, и т. д. - всего 26 специальностей. Но ведь все эти услуги входят в Гарантированную программу? Почему приходится платить больнице за то, что оплачено государством?
«3.1. При отсутствии соответствующих медицинских услуг в Гарантированной программе и целевых комплексных программах, а также при: предоставлении медицинских и сервисных услуг с повышенным уровнем комфортности; лечении и обследовании по сопутствующему заболеванию при отсутствии обострения, не влияющему на степень тяжести течения основного заболевания; представлении медицинских услуг с применением разрешенных альтернативных технологий и способов лечения, расходы по предоставлению которых не включены в стандартную стоимость лечения за счет средств соответствующих бюджетов или средств ОМС».
Вот так. Есть диагноз «пневмония», вот и лечим пневмонию бесплатно. Ах, у Вас еще и сопутствующие хронические заболевания гастрит, остеохондроз, гипертоническая болезнь и т.д.? Но они не влияют на пневмонию, и их могут лечить ПЛАТНО. И ведь мы платим, т.к. за деньги можно избежать очередей в регистратуру за талоном и перед кабинетом, прийти на прием в удобное время, пройти обследование или сделать операцию сразу после назначения, а не через несколько месяцев. В стационаре положат в палату почище, светлую, с меньшим числом соседей...В том же новом (но уже оскандалившемся) Перинатальном центре, куда «ввалили» кучу бюджетных денег совершенно открыто предлагают ПЛАТНЫЕ услуги, замаскировав их под договор о добровольном медицинском страховании. Да, истинно бесплатной медицины не бывает. Вопрос лишь в том, кто оплачивает врачебную помощь: государство, работодатель или сам пациент. Бесплатную медицину на самом деле тоже можно назвать платной, только деньги на нее идут из бюджета. Преимущество бесплатной медицины перед платной в том, что лечит она ВСЕХ нуждающихся. И деньги уже заплатило государство.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". В то же время в середине 90-х гг. во время жесткого дефицита государственного финансирования было принято постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", с целью создать механизм обеспечения дополнительного финансирования ЛПУ за счет средств граждан.
Это позволило сохранить систему здравоохранения в те годы. Правила определяли порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг дополнительно к объему бесплатной медицинской помощи, гарантированному государством. Госбольницы занялись коммерческой деятельностью. При этом ни врачи, ни администрация госклиник не получили новой мотивации для коренных изменений стандартов своей работы. Но как нас уверяют наши правители, «лихие 90-е» закончились, и сейчас в стране стабильность и экономический подъем. Последствия принятия Правил - ухудшение качества бесплатно предоставляемой помощи и намеренное создание различных препятствий на пути ее получения. Практически граждан "выдавливали" из бесплатной медицины в платную, стараясь не оставить им выбора. Вследствие этого резко возрос объем платных услуг. Даже частичное, с оговорками, разрешение оказывать платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения сделало неизбежным сокращение общедоступного бесплатного сегмента.А вновь организуемые частные медицинские организации оказались втянутыми в неравную конкуренцию с государственными и муниципальными учреждениями, поскольку последние работают в условиях, созданных за государственный счет, и почти все финансовые средства, получаемые ими от граждан, являются их чистой прибылью.
Прямая речь.
Леонид Рошаль: «Россия в скором времени может потерять систему здравоохранения, гарантирующего, согласно Конституции, бесплатную помощь гражданам». Рошаль подчеркнул, что нужно «прекратить поборы в поликлиниках и больницах» и «уменьшить разницу окладов между работниками частного и государственного здравоохранения». Рошаль опроверг данные официальной статистики, которая утверждает, что от 60 до 70 % россиян удовлетворены существующей на сегодняшний день системой здравоохранения: «Это ложь. Если мы не хотим потерять систему здравоохранения, необходимо, чтобы зарплата врачей была 40–50 тыс. руб.» Эксперты полагают, что совместить бесплатную и платную медицину в государственных и муниципальных медицинских учреждениях практически невозможно, поскольку у врачей, уже имеющих разрешение брать с пациентов деньги, существует искушение дополнительного заработка.
Александр Саверский (Президент «Лиги пациентов»): «Платными по законопроекту могут быть дополнительные медицинские услуги. Но то, что они разрешаются законопроектом в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, на практике лишает граждан права на бесплатную помощь совершенно. Медицинская помощь не может и не должна быть дополнительной - нельзя дополнительно вылечить пневмонию или аппендицит. К тому же под видом дополнительной помощи почти любая мед. помощь стала оказываться за деньги. Созданы механизмы выдавливания людей из бесплатной системы здравоохранения в платную. Любой хозяйствующий субъект будет реализовывать право получать дополнительные деньги всеми способами - создавая очереди к бесплатным услугам, назначая прием у специалиста 1 раз в месяц, объявляя об отсутствии лекарств, изделий, квот и т.д. А за деньги можно прямо сейчас, и все находится - и лекарства, и изделия, и специалисты. В итоге система здравоохранения превратилась в систему шантажа! Люди в такой ситуации никогда не будут выяснять, что им положено платно, а что нет. Они хотят жить. Теперь государство вводит обязательные стандарты, но разрешает дополнительные медицинские услуги. То есть предполагается, что стандарт изначально недостаточен? А если он достаточен для излечения, то зачем дополнительные услуги?»
Ю.Жулев (сопредседатель Союза защиты прав пациентов): «Госучреждения здравоохранения на всех уровнях должны предоставлять только бесплатную медпомощь. Там же, где происходит смешение платной и бесплатной медицины (предоставляемой в рамках ОМС), неизбежно происходит и вымывание бесплатной помощи. Администрация просто стимулируется к этому. Платным может быть только сервис. Хочет пациент цветной телевизор в палату, может заплатить. А вот "безочередность" за деньги, - это тоже нарушение прав пациента и Конституции РФ. Не должно оказание медпомощи зависеть от кошелька пациента, очередность может регулироваться только возможностями лечебного учреждения. Платных услуг не должно быть и в зданиях медицинских госучреждений (!), иначе они бывают аффилированы между собой. Пациент должен четко понимать, куда он пришел: в частное учреждение или в государственное».
Или надо отменить ст. 41 Конституции и дать всем четкое, честное разъяснение - кому, что и в каком объеме положено бесплатно в области здравоохранения, а за что придется платить. Или 41 статья — неприкосновенна, государство социально ориентировано, но тогда в здравоохранение должны прийти совсем иные деньги. А так конституционное право на бесплатную медицинскую помощь становится пустой декларацией. Разрешение платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения лишает смысла ст. 41 Конституции о праве россиян на бесплатную медицинскую помощь.
Честнее было бы сказать, на что действительно есть деньги и что реально будет бесплатным для пациентов. И тогда хоть какая-то часть лечения какой-то части населения была бы гарантирована. Сейчас не гарантировано ничего. Каждый решает свою проблему или проблемы близких в одиночку. Но, недоступность лечения — это еще и демотивация самоконтроля. Многие не хотят обследоваться, потому что даже выявление серьезного заболевания — уже трагедия. Зачем нужна ранняя диагностика, если лечение недоступно? В результате онкозаболевания в России выявляются на таких поздних стадиях, что 30% больных умирают в первый год после того, как был поставлен диагноз. Это самый высокий уровень в Европе.
В итоге возникает вопрос «Каковы обоснования по поводу законности повсеместного оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Тверской области?», с учетом вышенаписанного.
И как резюме – необходим вывод платных (оплачиваемых гражданами) медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Тверской области, поскольку они уже профинансированы из других источников.
P.S : Правовые аргументы
Согласно п.1 ст.120 ГК РФ "учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера". Применительно к учреждению здравоохранения такой функцией следует считать оказание гражданам медицинской помощи.
Представление населения России о том, что оно имеет право на бесплатную медицинскую помощь, базируется на ст. 41 Конституции РФ. Никакого иного упоминания о праве граждан на медицинскую помощь Основной закон государства не содержит. В таком представлении норма закона выглядит как обязательство государства оказывать гражданам бесплатную помощь именно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Подобное понимание позволяет гражданам требовать реализации этой нормы права в суде, апеллируя к ней как к составной части (содержанию) права на медицинскую помощь. Вполне обоснованным является предположение по поводу того, что при принятии Конституции РФ в 1993 г. граждане голосовали именно за такое ее понимание. В этом смысле неправомерно допускать ухудшение положения граждан иным толкованием Закона. Однако упомянутое постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями"предлагает иную интерпретацию этого положения, а именно: "Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет... других поступлений - в т. ч., граждан". Это совершенно искажает первоначальный смысл.
Конечно, понятие "другие поступления" является обобщающим для любых возможных источников, однако с учетом явной бессмысленности фразы "бесплатно за счет самих граждан" следует понимать, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывают гражданам медицинскую помощь бесплатно за счет любых источников финансирования, исключая средства самих граждан.
С точки зрения этого права гражданину все равно, из каких именно источников государство обеспечит финансирование бесплатной медицинской помощи. Любое взимание денег с гражданина на территории государственного или муниципального учреждения, следует расценивать как нарушение конституционной нормы.
Кроме того, Конституция РФ - источник прав граждан. Гл. 2 Конституции РФ, куда входит и ст. 41, называется "Права и свободы человека и гражданина", т. е. содержит нормы права граждан, а не указания на источники финансирования, с помощью формирования которых будет реализовано право (вообще Конституции РФ не свойственны такие мелочи и конкретика).
Верховный суд РФ установил (определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25.07.2002 № КАС 02-373), что утвержденные Правила "определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) ЛПУ независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в т. ч. научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями". Тем самым суд подтвердил, что медицинская помощь в рамках программы государственных гарантий является для граждан бесплатной. Это положение вытекает из ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Тогда взимание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения средств за виды помощи, входящие в программу государственных гарантий, является противозаконным. Следует отметить, что в базовую программу государственных гарантий входят практически все виды медицинской помощи, за редким исключением типа косметической и пластической медицины.
Хотелось бы отметить некое несоответствие в решении Кассационной коллегии Верховного суда РФ. Так, если в первом абзаце Конституция РФ и Правила упоминаются как коллизия, которую заявители требуют устранить, то решение суда мотивируется Основами законодательства, т. е. нормой федерального закона. При этом федеральная норма ниже конституционной и гласит, что "граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ..."
Последняя норма ничего не говорит о том, где именно граждане имеют право получить дополнительные медицинские и иные услуги. Данное правило не может быть распространено на государственные и муниципальные учреждения, поскольку такое толкование непосредственно противоречит Конституции РФ, превращаясь в тавтологию "бесплатно за счет пациента". Неудивительно, что далее коллегия Верховного Суда РФ пишет: "Кроме того, вопрос о проверке конституционности постановления отнесен законодательством к исключительной подведомственности Конституционного Суда РФ"
17 декабря 2009 г. Минздравсоцразвития России опубликовало проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных медицинских услуг населению", в котором, по сути, не дана оценка противоречию существующего порядка Конституции РФ, а напротив признается нормой и усиливается существующий хаос. Согласно п. 13 данного Проекта "основанием для оказания платных медицинских услуг является добровольное волеизъявление потребителя (пациента или законного представителя) и (или) согласие заказчика получить медицинскую помощь (медицинскую услугу, работу) на возмездной основе за счет личных средств потребителя, а также за счет страховых взносов на добровольное медицинское страхование по программам добровольного медицинского страхования, средств предприятий, учреждений и организаций и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, при условии предоставления в доступной форме необходимой информации о возможности получения бесплатной медицинской помощи (медицинской услуги, работы) в рамках Программы (территориальных программ) государственных гарантий, а также целевых программ'.
Таким образом, основанием для оказания платных услуг оказывается не Конституция РФ, а волеизъявление гражданина платить деньги в ситуации, когда речь идет о его здоровье, а порой и о жизни. Подобные предложения выгодны государству, но нарушают понятия законности и правопорядка. Дело в том, что ст. 41 Конституции РФ ничего не говорит о волеизъявлении граждан, но свидетельствует о том, что государственные и муниципальные учреждения не вправе получать от граждан деньги за медицинскую помощь. Тогда волеизъявление граждан не может служить основанием для нарушения конституционной нормы, поскольку это - не гражданско-правовое, а административное регулирование, согласно которому государство создает государственные и муниципальные учреждения для оказания бесплатной медицинской помощи.
источник : www.tvernews.ru