Человек имеет право на ошибку. Но ошибка ошибке рознь. В некоторых областях ошибки стоят человеческих жизней. Например, в медицине.
На днях меня пригласили на международную телеконференцию на тему «Безопасность пациента и клиническая этика: мировые стандарты». Конференция проходила в Башкирском государственном медицинском университете, и основную лекцию на эту тему прочитал доктор Хисам Алахдаб из Стамбула (Турция).
Вообще, существует мнение, что сегодня лечиться у врачей опасней, чем летать на самолетах и ездить на автомобилях. По статистике, жертв медицинских ошибок, оказывается, гораздо больше, чем жертв авиационных катастроф и дорожно-транспортных происшествий. Ошибки, как рассказал доктор Хисам, бывают самые разные: операцию сделали не тому человеку, операцию сделали не в том месте, где надо было, оставили в операционной ранее посторонний предмет, назначили не те лекарства. Пациенты могут пострадать и даже погибнуть от различных фиксирующих медицинских аппаратов, могут умереть, добровольно покинув лечебное учреждение и так далее и тому подобное.
Как правило, при ошибке врача на его защиту встает весь медперсонал больницы, включая главного врача. Честь мундира в этой сфере умеют отстаивать, как нигде. Как сказала профессор, заведующий кафедрой неврологии БГМУ, председатель комитета по врачебной этике Лейла Ахмадеева, если совершена врачебная ошибка, то даже комитет по врачебной этике встает, как правило, на сторону врача, а не пациента.
- В Турции к врачебным ошибкам относятся очень строго, - пояснил доктор Хисам. - И если кто-то, зная об ошибке, совершенной врачом, не доложил об этом руководству больницы, то это карается по закону и квалифицируется как уголовное преступление.
- Но парадигма отношения к врачебным ошибкам в наше время сильно изменилась, - рассказал далее турецкий доктор. - Теперь во врачебной ошибке винят не конкретного врача, а систему. И вопрос: «Кто виноват?» поменялся на вопрос: «Почему это произошло?» Изменилась и парадигма отношения пациента с доктором. Если раньше врач рассматривался, как незыблемый авторитет для пациента, которого он должен беспрекословно слушаться и которому должен подчиняться, то теперь уклон сделан в сторону сотрудничества врача с пациентом. Врач должен объяснять своему пациенту, почему он лечит его так, а не иначе. Должен вести его к здоровью осознанно и разумно.
При совершении врачебной ошибки сегодня пациент должен знать о том, что это была именно врачебная ошибка. Но доктора, участники конференции все-таки сошлись во мнении, что пациент должен знать ровно столько, сколько ему положено знать и не более того. Это уже что-то!
В своей журналистской практике мне несколько раз приходилось заниматься журналистским расследованием врачебной ошибки, в результате которой однажды погиб ребенок. А в другой раз мама-роженица. Доказать, что это была врачебная ошибка, я так и не смогла, хотя по документам это было ясно видно. Врачи обвиняли меня в невежестве, в дилетантстве и еще Бог знает в чем. Отделались же они в обоих случаях лишь выговором, хотя ошибка повлекла за собой смерти людей.
Сегодня, судя по итогам телеконференции, общемировая практика и тенденция таковы, что при совершении врачебной ошибки все-таки винят не врача, а систему.
Но у нас в России все несколько иначе. Поток жалоб пациентов на врачей все увеличивается. Все чаще в спор между врачом и пациентом вмешивается прокуратура и судебные органы. И новый закон о здравоохранении, по мнению медиков, с которыми я переговорила после окончания конференции, направлен против врачей, а не против системы здравоохранения. По этому закону любая врачебная ошибка карается лишением права заниматься своей профессией и даже уголовным наказанием. Врачи стали просто бояться лечить людей, они боятся делать операции. Они уходят из профессии, которая кроме низкой заработной платы и огромной ответственности у нас в России ничего им не дает.
- Представьте, - говорит мне профессор-неонатолог Республиканской детской больницы Эльза Ахмадеева, - у нас сегодня в отделении нефрологии остался всего один врач на сорок детей, находящихся в тяжелейшем состоянии. Кадров катастрофически не хватает. Да и кто будет работать за шесть тысяч рублей? Профессор у нас получает самое большее двадцать тысяч. А дешевые коробки конфет, которыми по традиции пациенты благодарят врачей, никому не нужны. Врач может что-то заработать только благодаря дежурствам – день через день. А когда же ему читать литературу по профессии? Когда развиваться, как специалисту? Как быть с личной жизнью, наконец? Новый закон о здравоохранении направлен против нас, врачей!
Вот такой взгляд, что называется, с другой стороны баррикады. Мы в нашей газете привыкли ругать врачей. Пациенты привыкли жаловаться на них в высшие инстанции.
А, может, все дело не только во врачах, а в самой системе построения здравоохранения в нашей стране?
источник : i-gazeta.com