с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Где ставить запятую в этой фразе? Вопрос будоражит российское общество уже не первый год.
22 Марта 2012 г.

О необходимости запретить в российских СМИ рекламу любых лекарственных препаратов говорят уже давно, причем на самом высоком уровне. И недавняя инициатива председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Калашникова подготовить соответствующий законопроект не нова. В октябре 2003 г. с подобным предложением выступил тогдашний Минздрав, позицию которого озвучила замминистра Татьяна Стуколова. Спустя ровно шесть лет, в октябре 2009 г. депутат от фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, предусматривающий запрет рекламы лекарств на телевидении, радио, а также в печатной прессе, кроме специализированных медицинских изданий. Немного подумав, он предложил запретить и рекламу биологически активных добавок. Ни идея Минздрава, ни один из законопроектов справедливороса так и не были реализованы.

С тем, что реклама лекарств в том виде, в каком она существует, нуждается в жестком контроле, вряд ли кто-нибудь станет спорить. Реклама рецептурных средств в нашей стране запрещена, что же касается безрецептурных, то там тоже действуют определенные ограничения. Запрещено, к примеру, использовать в рекламе образ врача, необходимо предупреждать о возможном риске развития побочных эффектов.

Оставим сейчас в стороне общий уровень нашей рекламы. Конечно, когда регулярно в эфире одной радиостанции приходится слышать призывы посетить медицинскую клинику, которые заканчиваются одной и той же фразой: «Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться у врача», возникает естественное изумление — то есть, чтобы посетить рекламируемого специалиста, я должна предварительно посоветоваться с другим? Это ли не замечательный пример того, как можно соблюсти закон, сделав его при этом посмешищем? Но в этом случае реклама хотя бы не несет в себе угрозу жизни и здоровью людей, чего, увы, нельзя сказать о целом ряде пиар-кампаний, обрушивающихся на непросвещенных пациентов.

Насмотревшись красочных роликов, предлагающих вылечить тяжелейшие недуги одной таблеткой, множество людей стало самостоятельно выставлять себе диагнозы и назначать лечение. Сколько из них в результате самолечения в критическом состоянии оказывалось на больничной койке, никто не знает. Три года назад, продвигая свой законопроект, Антон Беляков приводил в различных СМИ следующую статистику: ежегодно страна теряет 60 тыс. человек от побочных реакций лекарственных препаратов и их неправильного применения — вдвое больше, чем в автоаварях! И в десять раз больше, чем погибших в авиакатастрофах в российском небе за последние 60 лет. Иными словами, те же наши соотечественники, которые, попадая на борт самолета, начинают отчаянно креститься от страха, приземлившись, без тени сомнения идут в аптеку, чтобы купить химический препарат неведомого им состава и неясного действия, съедают целую пачку, запивая стаканом водки, и потом удивляются, что не помогло.

По данным того же Антона Белякова, до 75% россиян предпочитают не обращаться к врачам, а заниматься самолечением. В результате «привозят бабушку в больницу с запущенным перитонитом, операцию надо было делать еще неделю назад, — иллюстрировал свою позицию депутат. — Ее спрашивают: мол, как она неделю терпела боли в животе, не обращаясь к врачу? Та отвечает, что сначала лечилась по рекламе «От боли в животе наш препарат поможет всей семье». Когда стало совсем плохо, решила нанести двойной удар против боли другим препаратом. И только потом обратилась к врачу. Таких случаев много: мои коллеги-врачи постоянно жалуются на них».

И сегодня руководитель Комитета Госдумы по охране здоровья С.В. Калашников, вновь инициировавший решение проблемы рекламы лекарств, настаивает, что «препараты должны назначаться по рецепту врача, чтобы люди не занимались самолечением, в том числе руководствуясь рекламой». «Возможно, некоторых препаратов, например противогриппозных, это не будет касаться», — полагает он. Определять, какие из них можно будет рекламировать, по мнению автора идеи, должен Минздравсоцразвития.

Пока, правда, речь идет не о готовом законопроекте, а лишь о намерении, и депутат от ЛДПР не стал говорить о деталях. Но мы-то знаем, что именно в них зачастую кроется дьявол. Вот почему заявление Сергея Калашникова вызвало бурную дискуссию в экспертном сообществе. Мнения самые разные: от полного «одобрямс» до возмущенного протеста. Однако большинство специалистов дают весьма осторожные оценки.

Вот мнение исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьевой:

«В нашей стране запрещена реклама лекарственных препаратов рецептурного отпуска, поэтому никаких нововведений по сути нет. На препараты безрецептурного отпуска реклама разрешена. Правильнее отдельные препараты из безрецептурного отпуска отнести к рецептурному. Но сама инициатива Государственной Думы обсуждения проблем самолечения похвальна. Однако запрет рекламы на все лекарственные препараты не заставит наше население обращаться к врачам.

Да, в мире есть страны, где запрещена реклама на лекарственные препараты, например, в Швейцарии, и напротив, разрешена на все лекарственные препараты, в том числе и рецептурные, например, в США. Но в этих странах работает лекарственное страхование, и лекарства обеспечиваются страховкой, то есть население за лекарства не платит. В нашей же стране население само обеспечивает себя лекарственными препаратами.

Если предположить, что у нас запретят рекламу на лекарства, цены на них не изменятся. Все средства, заложенные бюджетом на продвижение лекарственного препарата, по-прежнему будут тратиться на его продвижение».

Наиболее пессимистичные прогнозы ситуации, которая может возникнуть в стране в случае введения запрета на рекламу лекарств дают фармпроизводители. Они опасаются, что подобное новшество затруднит продвижение на рынке их продукции, поскольку у компаний практически не останется законных способов информирования пациентов.

Вот что сказал нам по этому поводу директор по внешним связям Новартис ОТС — структурного подразделения «Новартис» по производству безрецептурных лекарственных препаратов Александр Шибаев:

«Сегодня прямая реклама пациентам безрецептурных препаратов является наиболее эффективной и наименее затратной для компаний. При этом переход на другие способы информирования, наоборот, может привести к увеличению затрат. Кроме того, вовлечение врачей в информирование пациентов о безрецептурных препаратах не является целесообразным, поскольку увеличивает их нагрузку и не улучшает знания пациентов об эффективности и безопасности безрецептурных препаратов».

Наводить порядок в существующем сегодня рекламном пространстве необходимо. Но как вместе с водой не выплеснуть ребенка? Идею неоднозначно восприняли даже те общественные деятели, которые строят свою позицию на борьбе за интересы простого человека – самые малообеспеченные и социально не защищенные слои населения. Максим Сурайкин, Первый секретарь ЦК «Коммунисты России» считает, что «в век Интернета эта идея не пройдет». По его мнению, инициатива Сергея Калашникова приведет к тому, что фармкомпании вынуждены будут перейти от цивилизованных методов рекламы к полуподпольным, прибегая к помощи «народного телеграфа» в его современном варианте — нечистых на руку блогеров в соцсетях. «Скорее всего, крупные фармпроизводители, представители западных компаний побрезгуют такими методами и сосредоточатся на лоббировании госбюджета. А вот недобросовестные иностранные и отечественные производители  — те стесняться не будут, продвигая свои порой опасные для здоровья препараты, — говорит Максим. — К тому же пострадают и немногочисленные медицинские СМИ, которые сейчас с трудом выживают только благодаря этой рекламе. Они не только с честью выполняют свою задачу по профилактике здорового образа жизни, но предоставляют самую современную медицинскую информацию врачам из российских регионов, у которых будет еще меньше возможности повышать свою квалификацию. Цена научного журнала, лишенного финансовой подпитки от рекламы фармы, пожалуй, может и превысить месячную зарплату провинциального врача».

Наверняка, запрет на рекламу лекарств не будет восприниматься многими в штыки, если он не коснется отраслевых изданий, а также специализированных медицинских программ, которые сегодня существуют практически на всех телеканалах. Правда, тогда к подобным программам должны предъявляться серьезные требования, чтобы в их разряд не попали такие, как почившая в бозе «Малахов+», в которой господин, называющий себя народным целителем, призывал лечиться всякими сомнительными средствами вроде отвара из печени половозрелой лягушки.

Кроме того, не совсем понятно, почему, призывая к запрету рекламы лекарств, народный избранник не призывает к запрету рекламы БАДов. Но ведь совершенно очевидно, что, запретив первое и разрешив второе, мы тут же переместим интерес потребителя в сторону биодобавок. Тот, кто хочет лечиться самостоятельно, будет это делать, невзирая ни на какие запреты сверху. А ведь помимо должным образом сертифицированных и продающихся в аптеках БАДов под этим именем доверчивым потребителям порой предлагают разнообразные «вытяжки из щитовидной железы акулы» из Китая, Вьетнама и вообще бог знает откуда! И эта реклама законом не запрещена — БАДы ведь не лекарства.

Нельзя забывать и об опасности, которая кроется за запретом рекламы лекарств — это возможное перетекание ее в поликлиники. В октябре 2009 г. премьер Владимир Путин даже говорил о ней на совещании по развитию фармацевтической промышленности. «Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают медицинским специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты, причем иногда для этого используются даже бланки рецептов, напечатанные фирмами-поставщиками«, — сказал тогда глава правительства. Он подчеркнул, что производители лекарств «спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары, в том числе с выездом на теплые моря. Такие мероприятия в России охватывают тысячи специалистов — по сути, создаются или уже созданы глубоко эшелонированные системы лоббирования интересов крупных фармацевтических компаний, и эту порочную практику нужно прекратить«. Так вот есть опасение, что с запретом на рекламу в СМИ, эта порочная практика вновь возродится в прежних объемах.

В любом случае будем ждать появления законопроекта, поскольку от того, как будут сформулированы его положения, зависит и отношение к нему заинтересованных сторон, и то, суждено ли ему будет стать законом.

 

по теме :  Александр Саверский: «Тогда придется и Интернет запретить!»

 



источник :  ria-ami-tass.ru

вернуться в раздел новостей