Вчера в Апатитах похоронили Дарью Старикову, ставшую известной после обращения к Владимиру Путину во время его прямой линии. В июне 2017 года она рассказала, что из-за нехватки медицинских специалистов в ее городе врачи поставили ей диагноз «рак» слишком поздно — уже на последней стадии заболевания. Дарья Старикова попросила президента «за всех жителей Апатитов», которые вынуждены ездить к врачам в соседний город.
Прощание с Дарьей Стариковой прошло 24 мая в 11 часов. «Пришли более 50 человек, в первую очередь, конечно, родные, друзья Дарьи. Многие говорили о стойкости, которую проявила апатитчанка в борьбе со смертельной болезнью»,— сообщил ТАСС глава администрации города Николай Бова. Расходы на похороны взяли на себя городские власти Апатитов и группа компаний «Фосагро».
История 25-летней матери-одиночки Дарьи Стариковой стала известна после прямой линии с президентом РФ 15 июня 2017 года, во время которой она рассказала Владимиру Путину, что у нее диагностирован рак четвертой степени: «В связи с тем, что изначально мне ставили диагноз “межпозвоночный остеохондроз”, время на лечение было упущено. Мне лечили спину: делали уколы, массажи. Все это привело к тому, что я оказалась в больнице с кровотечением». Дарья Старикова попросила президента «за всех жителей» Апатитов, «которые вынуждены обращаться за помощью в соседний город»: «У нас не хватает узких специалистов, благодаря которым можно было бы вовремя ставить людям диагнозы. У нас закрыли роддом, у нас закрыли хирургическое отделение, у нас закрыли кардиологию. У нас все перевезли в Кировск, соседний город». Во время общения Дарья Старикова стояла на фоне здания так и не введенной в эксплуатацию новой городской больницы. По словам корреспондента, участвовавшего в прямой линии, достроить медучреждение уже невозможно, так как «стены пришли в негодность и уже начали разрушаться перекрытия». Владимир Путин, в свою очередь, рассказал, что его отца так же долго лечили от «сильных болей» в спине, причина которых была сначала диагностирована неверно, и после неудачного лечения пришлось обратиться в другую клинику.
Этот диалог стал одним из основных моментов прямой линии, вызвав наибольший общественный резонанс. Уже на следующий день после общения с президентом, 16 июня 2017 года, Дарья Старикова была экстренно госпитализирована в Мурманскую областную больницу. В тот же день разбираться в ситуации в Апатиты приехала губернатор Мурманской области Марина Ковтун, которая встретилась с жителями Апатитов и родственниками Дарьи Стариковой, на попечении которых осталась ее шестилетняя дочь. «Меры приняты, и скоро поликлиника в Апатитах начнет работать по-новому»,— заявила тогда губернатор. В Минздраве РФ сообщили, что 19 июня 2017 года Дарья Старикова спецсамолетом МЧС России была доставлена в Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П. А. Герцена, ее сопровождала бригада врачей всероссийского центра медицины катастроф «Защита» и отряда «Центроспас» МЧС.
Спустя несколько дней главный врач Юрий Ширяев Апатитско-Кировской больницы написал заявление об увольнении, но затем отозвал его. На странице группы в его поддержку он заявил, что в ситуации виноваты «главы (муниципалитетов.— “Ъ”) и депутаты из 1990-х годов, которые вместо того, чтобы ремонтировать старые здания и поддерживать их в нормальном состоянии, строили новый корпус». «Конечно, то, что больница из Апатитов переехала в Кировск, вызывает определенные неудобства для жителей,— сказал ранее “Ъ” председатель профсоюзного комитета горно-обогатительного комбината “Апатит” (одно из крупнейших предприятий района, градообразующее для Кировска и Апатитов) Алексей Игумнов.— Но тех денег, которые выделяются на финансирование, на две больницы реально мало, и то, что было принято решение объединить две больницы на базе одной, но современной и хорошо оснащенной, что с точки зрения техники, что с точки зрения персонала правильное решение».
В родном городе историю Дарьи Стариковой восприняли неоднозначно. В разговоре с “Ъ” медработники на условиях анонимности, заявляли, что прогрессирующая болезнь девушки «стала следствием ее халатного отношения к рекомендациям врачей», утверждая, что «терапевт изначально направлял девушку к гинекологу на дополнительное обследование, но она не пошла к врачу».
Следователи СУ СКР по Мурманской области в день прямой линии возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) по «фактам ненадлежащего исполнения должностными лицами медучреждения своих обязанностей, что могло повлечь постановку неверного диагноза и несвоевременного выявления более тяжелого заболевания». Расследование дела пока не завершено.
В конце июня 2017 года в Минздраве сообщили, что Дарье Стариковой «проведен необходимый комплекс диагностических мероприятий, начато самое современное лечение»: «К лечению привлечены не только ведущие российские, но и ведущие европейские онкологи. Ее состояние оценивается медиками как стабильное. Планируется, что после проведения курсов химиоэмболизации будет проведена операция, в которой также примут участие зарубежные специалисты». Зимой 2017 года на брифинге врачи онкологического института им. Герцена заявили, что им «удалось убрать опухоль».
23 мая в Минздраве сообщили, что Дарья Старикова умерла накануне ночью: «Врачи сделали все возможное для ее спасения, были применены самые современные методы лечения онкозаболеваний, проведены консультации иностранных специалистов. Это дало Дарье еще почти год жизни, но болезнь, к сожалению, оказалась сильнее».
«Ситуации с ошибкой в диагнозе бывают нередко,— прокомментировал ситуацию президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский.— Эта история довольно частая, и обращение к президенту здесь мало что дает, потому что это системная проблема, и ею надо заниматься соответствующим образом». Господин Саверский считает, что в России трудно возложить на кого-либо ответственность за онкологическую смертность: «По практике следователь, который получает на руки дело об онкологическом больном, сразу разводит рукам, говорит: “А что же вы хотели, это — онкология”. А онкология в мире — это давно не приговор. Главное — вовремя диагностировать».
В 2016 году в России было выявлено 600 тыс. онкологических заболеваний, поставлено на диспансерный учет 530 тыс. пациентов. В интервью “Ъ” академик РАН, глава института им. Герцена Андрей Каприн сообщил, что рост заболеваемости раком в России составляет 1,5% в год.
Евгения Просина, Михаил Пилотов, Александр Кляшторин, Валерия Мишина
источник : www.kommersant.ru