с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Хитрый доктор. Почему врачи стали обманывать пациентов?
14 Июня 2018 г.

В Санкт-Петербурге стоматолог предстала перед судом за то, что удалила пациентке 22 здоровых зуба. Заменив их на импланты, она получила 1 млн рублей.

 

Рассказывает президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.

Лидия Юдина, «АиФ»: Александр, могли ли обмануть пациента и вырвать 22 зуба, например, в Америке?

Александр Саверский: Это возможно там, где существует платная медицина, цель которой не оказание помощи, а получение прибыли. Целевая аудитория такой медицины - богатый и здоровый человек, которого нужно объявить больным и взять с него за излечение деньги. Врачу не составляет труда ввести пациента в заблуждение. Поскольку у человека отсут­ствует объективная информация о состоянии своего здоровья, медик может запугать его, а далее - манипулировать в своих интересах. С юридической точки зрения договоры на оказание мед­услуг могут быть признаны кабальными сделками, поскольку их заключает растерянный, безвольный, запуганный пациент. К тому же пациент думает, что он платит за результат (в данном случае за здоровые зубы), а исполнитель (частная клиника) продаёт ему процесс - то есть нахождение в кресле стоматолога. Предмет договора понимается сторонами по-разному. 

- Что делать пациенту, если возникли проблемы? 

- Обращаться в суд. Сегодня 2/3 дел по обращениям граждан на некачественную медицин­скую помощь решаются в пользу пациентов. Правда, размер выплат не всегда оправдывает затраченные усилия. 

Кто платит? 

- В государственной медицине порядка больше? 

- В государственной медицине порядок в принципе существует, но проблем там тоже хватает. Да, не лечат от несуществующих болезней, но там трудно добиться лечения от реальных недугов. В госклиниках пациенты не нужны - в отличие от частных клиник за них не борются и их не удерживают. У медиков есть шутка: «Пациенты - это назойливые люди, которые мешают врачу работать с документами». И это главная беда бесплатной медицины. Сегодня система выстроена так, что государство покупает у системы здравоохранения не качественную и доступную медицин­скую помощь для людей, а отчётность. И врачи научились её предоставлять! Число приписок (когда медицинская помощь якобы оказывалась людям, которые даже не знали, где находится поликлиника) в отдельные годы достигало 70%. Вторая проблема - платные услуги, которые разрешено оказывать государственным клиникам. Теперь бесплатного обследования приходится ждать полтора-два месяца, а платно то же обследование у того же загруженного доктора можно пройти через 5 минут. Не говоря о том, что так за одно исследование поликлиника получает деньги дважды - один раз от пациента, второй - из Фонда ОМС. 

- Считается, что защищать интересы пациентов и контролировать качество медпомощи должны страховые компании...

- Цель страховых компаний - минимизировать расходы. Они защищают свои интересы, которые иногда совпадают с интересами пациента. Но поскольку страховщик находится в середине конфликта интересов, он может выбирать, что ему выгоднее - выступить на стороне клиники или на стороне пациента. В РФ  страховщик один - это государст­во, которое выделяет на здравоохранение 3,3 трлн руб. в год. И оно же должно контролировать, на что расходуются деньги.

- Поэтому министр и заявила о необходимости реформы ОМС...

- Сегодня в России действует 86 территориальных фондов, которые расходуют деньги «с местечковыми искажениями». На богатых территориях пациенты полностью обеспечены необходимыми дорогостоящими лекарствами, а в дотационных регионах вынуждены покупать их за свои деньги. Один губернатор публично признался в Думе, что ему проще купить «своему» пациенту с орфанным (редким) заболеванием квартиру в Москве, чем пожизненно дорого­стоящие препараты.

Правило, не исключение

- Недавно умерла Дарья Старикова - девушка, год назад пожаловавшаяся президенту на то, что у неё онкологический диагноз был выявлен только на 4-й стадии...

- Поздняя диагностика в онкологии - скорее правило, чем исключение. Онкологическая служба у нас по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Выявляемость рака осталась на уровне СССР. В день, когда умерла девушка, в лигу за помощью обратились родственники пациентки, у которой рак был также выявлен на 4-й стадии. Женщину с направлением на операцию в больнице развернули, потому что у неё не было компьютерной томографии. Тяжелобольную пациентку, которая уже с трудом передвигалась, направили опять к участковому терапевту - то есть практически отправили её умирать. Или: у врача 2 месяца лежал анализ пациентки, по которому было понятно, что у неё онкологическое заболевание. Пациентка по каким-то причинам за результатом не пришла. Но врач, зная о том, что в онкологии время - решающий фактор, не предпринял никаких попыток связаться с ней. Никакого наказания врачу за это не последовало. Хотя случай попадает под статью Уголовного кодекса об оставлении в опасности. 

- Всегда считалось, что врач - друг пациента. Теперь это не так? 

- Сегодня врачи стали бизнесменами. Нас призывают идти на рынок. Но здоровье не может быть товаром, поскольку не имеет цены. Здоровье нельзя ни купить, ни продать. Его можно только охранять. И с этой задачей может справиться лишь государство. 

Как пациенту отстоть свои права?

Советы Александра Савер­ского:

1. Чтобы отстаивать свои права, их нужно, во-первых, знать, во-вторых, уметь их использовать. Люди, которые знают, хотят и могут, всегда получают медицинскую помощь в полном объёме, в удобные сроки и бесплатно. 

2. Если отказывают в приёме,  помните: право на бесплатную медпомощь записано в Конституции. А неоказание помощи и оставление в опасности - уголовно наказуемое для врача деяние.

3. Если вам отказывают в помощи, напишите заявление на имя главврача, отнесите в канцелярию и убедитесь, что его зарегистрировали. 90% конфликтов и спорных вопросов решается на этом уровне.

4. Если главный врач отказывает в помощи, он должен сделать это письменно. В таком случае у вас на руках будет документ, с которым вы можете пойти в суд. 

5. В частную клинику лучше обращаться в случае крайней необходимости. Самая большая ошибка - ходить туда за советом. В этом случае высок риск, что вам навяжут ненужные услуги и обследования.

 


источник :  www.aif.ru

вернуться в раздел новостей