Больница не магазин. Магазинные слоганы советских времен типа «Покупатель всегда прав» здесь не годятся. С одной стороны, лечение должно основываться не только на обязанностях медицинского персонала, но и на правах пациентов. С другой стороны, пациент не может требовать от врача, диагностировавшего у него простуду, выписать, например, морфин вместо парацетамола. «Всегда прав» не может перевешивать меру врачебной ответственности. Но всё же права пациентов не должны игнорироваться. Эта истина вроде бы не требует доказательств.
Не требует? Тогда ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: гарантируются ли права пациентов на его informierte Einwilligung (информационное согласие) назначенной процедуры, если он и слов-то таких ни разу не слыхал? А всё ли корректно с оформлением Patientenverfügung (распоряжение пациента), если ни сам пациент, ни его близкие никогда не имели дела с таким документом? Или другой документ – уж он-то точно сопровождает любого пациента. Его история болезни. Можете ли вы судить о соблюдении своих прав, если ни разу не читали ни строчки из своей истории болезни? Или кто-то читал? Тогда совсем уж простенький вопрос (и тоже на засыпку!): имеет ли право пациент в Германии требовать для ознакомления свою историю болезни?
Вон сколько вопросов, только копни.
Лекарство знаний
Тему пациентских прав мы уже неоднократно затрагивали. Говорили о том, что пациент должен знать свои права. Это ему на пользу, это тоже своего рода лекарство.
Но приходится говорить и о том, что знать свои права, увы, непросто. Мешают не только трудности немецкого медико-юридического языка (особенно пациентам-иммигрантам), но и общая неразработанность практики ознакомления пациентов с их правами. Кроме, пожалуй, конституционных прав, которые проходят в немецкой школе, если вы в ней учились...
У правовой безграмотности есть свои причины. Специальные вопросы принято поручать не общественности, а профессионалам и чиновникам – те специально обучены данному делу. Но ни профессионал, ни чиновник не заинтересованы в том, чтобы потребитель их услуг «знал больше», чем они сами. Причина номер два: традиционная разветвленность адвокатской и консультационной практики. Она, согласитесь, гасит привычку самостоятельно оценивать свое правовое положение. Многие принципиально не хотят вникать ни во что – перепоручают разбирательства адвокатам или экспертам. Но у «других» многих нет на это денег, а чтобы самому постигнуть море правовых деталей и хитростей, не хватает информационной базы. Мы говорили об этом от лица пациентов. И вот аналогичное заявление прозвучало от лица правительства. Конкретно от двух федеральных министерств: здравоохранения и юстиции.
«Между нами, министрами. И пациентами»
«Согласно проведенным исследованиям, шесть из десяти пациентов не знают своих прав либо обладают недостаточными знаниями», – говорит министр юстиции Сабине Лейтхойссер-Шнарренбергер. Она констатирует разницу в информационном обеспечении между врачом и пациентом и говорит о необходимости принять закон, ликвидирующий эту разницу: «Права пациентов должны быть познаваемы!»
А вот позиция министра здравоохранения Даниэля Бара: он утверждает, что вступление в силу законодательных гарантий по разъяснению пациентам их прав не только улучшит систему взаимоотношений пациент–врач, но и будет способствовать дальнейшему совершенствованию самих прав. Особенно прав пациентов, застрахованных в общих больничных кассах (gesetzliche Krankenkassen). А это, отметим, более половины всех пациентов Германии. И подавляющее большинство тех, кто читает данные строки.
Права по закону и закон по правам
Почему, собственно, вообще возник такой разговор на правительственном уровне? Поводом стала разработка проекта Закона о правах пациентов (Patientenrechtegesetz). Проект подготовлен обоими министерствами. Поскольку принципиальное согласие правящей коалиции об основных положениях такого закона было достигнуто еще в марте прошлого года, то принятие нового закона - вопрос, считай, решенный.
Кстати, что же в нем принципиально нового? Тут мы подходим к важному обстоятельству: принципиально нов сам документ. Ибо специального закона о правах пациентов ранее не существовало вовсе.
Десять заповедей пациента
Тогда возникает вопрос: а был ли мальчик? Ну, в смысле, были ли права, коли не было специального закона?
Да, права были и есть. Свод прав пациента в Германии достаточно четок и конкретен. Вот его десять основных пунктов:
1. Право на свободный выбор врача.
2. Право на свободный выбор больницы.
3. Право на смену врача (оно, впрочем, может быть ограничено в течение некоторых курсов зубного протезирования, то есть, начав протезирование у одного врача, вы не всегда можете «перебежать» к другому).
4. Право на адекватные формы лечения, отвечающие современному уровню медицинской науки (что, однако, не должно быть понято, как право на безусловный успех лечения).
5. Право на понятные разъяснения методики лечения, ожидаемых от нее результатов, возможного риска, побочных явлений и т.п. (при этом врач не обязан расписывать все в мельчайших деталях, но пациент вправе потребовать от него исчерпывающих разъяснений «в общем и целом»).
6. Selbstbestimmungsrecht, то есть право на юридическое согласие пациента по поводу назначаемых ему лечебных процедур, связанных с тем или иным риском (документ, подписываемый пациентом после получения от врача необходимых разъяснений, называется informierte Einwilligung; если пациент не в состоянии сам решать такие вопросы, то согласие за него дает опекающая персона, назначенная согласно составленной ранее пациентской доверенности, которая называется Patientenverfügung).
7. Право на документирование действий врача и лечебного персонала, особенно на документирование диагноза и проводимого лечения.
8. Право на ознакомление с историей болезни (Einsicht in die Patientenakte).
9. Право на доверительность в лечении и уходе (дающее, в частности, гарантию, что любые связанные с этим сведения не будут без согласия пациента или его опекуна переданы третьим лицам).
10. Право на второе мнение (Zweitmeinung) по поводу назначаемого лечения и его оплаты, распространяющееся на пациентов общих больничных касс (gesetzliche Krankenkassen) и апеллирующее, в частности, к назначению врачебной экспертизы для поиска такого варианта лечения, плату за которое можеть перенять больничная касса.
В чем новизна?
Нынешний Закон о пациентских правах практически ничего не добавляет к этому фундаментальному перечню. Но всё же мы говорим о принципиальной новизне закона, поскольку это - единый документ, вбирающий в себя все права.
Проблема с «непостижимостью» прав пациентов, о которой мы уже говорили, обусловлена, в частности, их разнесенностью по многочисленным законам. Так, право на юридическое согласие пациента по поводу назначаемых ему серьезных процедур относится к конституционным правам: неприкосновенность человеческого достоинства, право на жизнь и физическую неприкосновенность (Art. 1, Abs. 1; Art. 2, Abs. 1 Grundgesetz).
Право на доверительность сформулировано как непременный элемент врачебной тайны (ärztliche Schweigepflicht) в Уголовном кодексе (§203 StGB). Право на документирование действий врача вытекает из некоторых положений Пятой книги Социального кодекса (SGB V).
Право на ознакомление с историей болезни обусловлено сразу несколькими законами, в том числе Гражданским кодексом (например, §611 BGB). Теперь всё сводится в единый документ, что, безусловно, делает пациентские права более обозримыми и постижимыми.
Есть и другие новшества. Некоторые законодательные меры по защите прав пациента получают более отчетливое и категорическое выражение.
Так, отчетливей становится требование удовлетворения прав на внятные врачебные разъяснения применяемых лечебных методик, назначенных медикаментов, процедур и иных средств воздействия на организм пациента. Строже становится требование документировать врачебные действия. Подчеркнуто, что все документы, описывающие недуг и его лечение, должны быть исчерпывающими и полными. Пропуски в документации осложняют положение врача. Если пациент подал иск по поводу врачебной ошибки, то недостаток задокументированных данных будет истолковываться судом против врача. Суды будут исходить из того, что действия не задокументированы из-за некорректности или, по меньшей мере, из-за врачебной неуверенности.
Укреплению прав пациента, его безопасности способствуют некоторые внесенные в закон положения, «разрежающие лес» бюрократических препон при констатации врачебной ошибки и определении ответственности за нее.
Больничные кассы будут обязаны более предметно и результативно защищать интересы своих пациентов при решении вопроса о компенсационных выплатах за причиненный ущерб здоровью. Предусматривается и компенсация самими кассами затрат пациента на проведение медицинских экспертиз и получение иных материалов, доказывающих вину врача.
Предотвращение врачебных ошибок отнесено к высшим приоритетам медицинского учреждения. Законодательная система мер по управлению качеством больничных станционаров (Qualitätsmanagement) будет в обязательном порядке дополняться мерами по эффективному разбору жалоб пациентов (Beschwerdemanagement). Таким образом, воплощается законодательное требование вести дружественную по отношению к пациентам (patientenorientiert) политику. К решение вопросов, связанных с деятельностью лечебных учреждений, будут активней привлекаться пациентские сообщества.
Правительственный уполномоченный по защите прав пациентов будет ежегодно готовить доклад о положении дел в данной области и знакомить с ним население.
Олег Филимонов (Пассау)
источник : www.partner-inform.de/news.php