В России растёт естественная убыль населения, иначе говоря, смертность всё больше превышает рождаемость. В числе причин эксперты называют снижение качества и доступности медицинской помощи, острейшую нехватку самых необходимых лекарств для льготных категорий граждан.
В трети регионов смертность уже превысила рождаемость в 1,5–2 раза. Не столь остро, но тенденция отмечается даже в таком сравнительно благополучном субъекте РФ, как Москва. За первые четыре месяца этого года в столице умерли 43,3 тысячи человек, почти на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В основном россияне умирают от болезней системы кровообращения и новообразований. Какой из этого следует вывод? Медицина по-прежнему в большом долгу перед гражданами РФ.
В редакции СМИ из российских регионов постоянно поступают сообщения о недоступности медпомощи и нарастающем дефиците лекарств. Жалуются граждане и на самый верх в надежде, что власть услышит их и поможет. Например, в ходе недавней прямой линии с президентом одна из жительниц Ярославля пожаловалась на отсутствие у бригады скорой помощи необходимого препарата, из-за чего скончалась её мать.
В Калининградской области тяжелобольные дети получили препараты лишь после того, как их родители написали жалобу в прокуратуру. Выяснилось, что чиновники вовремя не организовали закупку лекарств. Проверку по заявлениям людей, страдающих сахарным диабетом, начала прокуратура Курганской области. Жалобы на проблемы с получением льготных лекарств поступают из Иркутской и Псковской областей, Карелии.
Эксперты утверждают, что ситуация с обеспечением населения лекарственными средствами ухудшается с каждым годом. Нередко для того, чтобы получить лекарства, в том числе жизненно необходимые, больным людям, имеющим льготы, приходится обращаться в прокуратуру и суд. Подобные факты недавно приводили участники VII Всероссийского конгресса «Право на лекарство». Лигой защитников пациентов был проведён опрос. Оказалось, что лишь 13% опрошенных уверены в отсутствии проблем с доступностью лекарств. Организаторы опроса отмечают, что в 2017 году так считала четверть респондентов.
На недоступность тех или иных медикаментов люди постоянно жалуются и на горячую линию Росздравнадзора. Число подобных обращений растёт из года в год. Так, за весь 2015 год на горячую линию поступило порядка 2,6 тысячи обращений, в 2017-м — уже свыше 3,9 тысячи. За первый квартал нынешнего года на нехватку препаратов пожаловались почти 2 тысячи человек.
Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) пришли к заключению, что более 70% льготников вынуждены покупать лекарства за свой счёт из-за отсутствия их в аптеках. Вывод был сделан в результате опроса, проведённого ОНФ в 71 регионе (всего было опрошено порядка 800 человек).
«654 человека столкнулись с отказом в выдаче рецепта, причём в большинстве случаев причина отказа — отсутствие необходимых лекарств в аптеке», — сообщили «фронтовики». При этом 65% льготников обращаются с жалобами на нехватку льготных лекарств в специальные ведомства, главным образом в Минздрав. «Однако только у 18% после обращения в вышестоящие учреждения ситуация улучшилась», — отмечается в сообщении ОНФ.
Эксперты также ссылаются на результаты мониторинга Росздравнадзора, согласно которому лекарственное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами составляет не более 64%.
В Росздравнадзоре отмечают сокращение финансирования закупок льготных лекарств за счёт региональных бюджетов. По итогам прошлого года такая тенденция наблюдалась в 26 субъектах РФ. В ряде регионов сокращение превысило 50%!
Огромные трудности с лекарственным обеспечением испытывают как региональные, так и федеральные льготники. Чиновники объясняют, что разрыв между потребностью в бесплатных лекарствах и имеющимися финансами очень высок.
В связи с этим возникает вопрос: сколько нужно денег, чтобы обеспечить лекарствами всех нуждающихся? По оценкам Минздрава, примерно 550 миллиардов рублей в год. Для льготников и в стационары государство закупает лекарства на 200 миллиардов. Значит, нужно раздобыть ещё 350. Откуда их взять? Собирать больше налогов с населения, в частности, взносов на обязательное медстрахование?
«Согласно действующему законодательству, лекарства уже входят в стандарты лечения, более того, в структуру тарифа ОМС, — разъясняет президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. — Причём закон не делит их на стационарные и амбулаторные в этой части. Значит, вовсе не обязательно залезать в карман налогоплательщиков. Нужно просто выполнять закон».
«Просто выполнять закон» у нас, на самом деле, далеко не просто. Со времён царя Гороха известно, что строгость отечественных законов компенсируется необязательностью их исполнения.
Например, что делать льготнику в том случае, если он, зажав рецепт в потной ладони, является в аптеку, а лекарства, которое ему необходимо как воздух, нет в наличии? Идти к прокурору? Звонить на разные горячие линии? Но у многих больных людей на подобные действия просто не хватает сил. Тем более что часто это бывает совершенно бесполезно — наши чиновники изрядно поднаторели в «спихотехнике». Например, в Минздраве людям частенько советуют обращаться к заместителю главврача районной поликлиники, занимающемуся подобными вопросами. Люди послушно идут и узнают, что заявка на нужное лекарство подана, но препарат в аптеки не поступал. Круг замкнулся. Чиновники умывают руки, а больным людям впору ложиться и помирать.
Что же чиновники предлагают больным людям ещё, кроме отписок и отговорок, жалоб на недостаточное финансирование?
Ещё они предлагают создать для решения проблемы льготного лекарственного обеспечения фонд, который будет аккумулировать средства граждан и снабжать препаратами тех, кто «особенно нуждается». Иначе говоря, заботу об обеспечении нуждающихся в лекарствах россиян предлагается возложить на плечи их соотечественников.
«Например, граждане уплачивают с зарплаты 0,5–1% в специальный фонд и помогают тем, кто особенно нуждается в лекарственных средствах», — рассуждает глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
Лекарственное страхование существует во многих странах. Однако источником его финансирования обычно является государство или местные бюджеты, кое-где страховые фонды. Но чтобы деньги на лекарства «добровольно-принудительно» собирали с самих граждан? Что-то о подобном «опыте» не слыхать. Похоже, российские власти изобрели очередное ноу-хау по принципу «баба с возу — кобыле легче».
Всерьёз рассчитывать на лекарственное страхование за счёт самих граждан — значит профанировать саму идею льготного обеспечения медикаментами. Смысл-то заключается в том, что государство помогает людям, которые не могут сами платить за таблетки. В чём же будут заключаться льготы, если людей заставят отдавать деньги в фонд? Какая им, в сущности, разница, куда платить — в фонд или аптеку?
Ситуация складывается критическая! Смертность в стране растёт. Если лекарства станут недоступны для бедных и обездоленных людей, «старуха с косой» совсем озвереет.
Говорят, в древней Спарте стариков и увечных сбрасывали со скалы, чтобы не портили картины физического совершенства. Наши чиновники пока сограждан со скалы не сбрасывают, предпочитают более современные методы отбора. Например, делая лекарства недоступными для тех, кто не в состоянии оплатить их по нынешним, совершенно безумным ценам.
Иван Минин
источник : news.ru