Учет онкологической заболеваемости и смертности в России ведется по некорректной методологии и приводит к недостоверным результатам. Об этом заявили участники Международного онкологического форума «Белые ночи» в Санкт-Петербурге.
Разработка популяционных раковых регистров по регионам страны и оценка данных на основе стандартизованных показателей являются важнейшими задачами статистики онкологической заболеваемости и летальности, утверждают в совместном докладе директор ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Алексей Беляев и заведующий отделом организации противораковой борьбы этого центра Вахтанг Мерабишвили.
До последнего времени в России существовал лишь регистр, который предоставлял материалы в Международную ассоциацию раковых регистров. В последние два года подготовлены регистры по семи территориям страны. При этом объективные данные можно получить на основе стандартизованных показателей, а не грубых, которые обычно учитываются до сих пор.
«Реальная выявляемость на ранних стадиях у нас составляет 35%, – сообщил Вахтанг Мерабишвили. – На первой стадии она должна быть не менее 90%, на второй –70%, но у нас это не так: в целом по всем злокачественным новообразованиям первые стадии – далеко не первые. Президент как раз недавно говорил, что ранних стадий у нас 30% с небольшим. Мы проводили ряд лекций и выступлений, и помощники главы государства, видимо, использовали наши цифры, потому что нужно реально видеть, что делается». По словам онколога, реальные данные по заболеваемости и летальности в 12 регионах показывают, что итоговые цифры оказываются выше попадающих в официальные отчеты.
Эксперт напомнил, что Минздрав требует предоставить статистику смертности и заболеваемости по онкологическим причинам за истекший год к 20 января. Таким образом умершие с октября по декабрь не попадают в отчеты.
Вносят вклад в искажение данных и региональные минздравы, отметил Вахтанг Мерабишвили: «У нас официально показывают, что есть территории, где на ранних стадиях выявляется чуть ли не 50% заболеваемости по раку желудка, хотя в мире не более 7%. То же по раку легких. Одна из территорий пару лет назад показала, что там будто бы 64% ранней выявляемости рака печени, по некоторым территориям – до 40%. Но с этим раком не существует первой, второй и третьей стадии – большинство пациентов погибает на первом году после постановки диагноза…»
Ведущий научный сотрудник Российского центра информационных технологий и эпидемиологических исследований в онкологии МНИОИ им. П.А. Герцена Галина Петрова указала на несоответствие в причинах смертности, в том числе от онкозаболеваний. Так, показатель смертности по старости в РФ в два раза выше, чем в Европе, при более низкой продолжительности жизни. «Хотя эту причину нельзя указывать без вскрытия, оно выполняется только в 6% случаев, – пояснила специалист. – Меньше всего вскрытий выполняется в мусульманских регионах, в Дагестане за многие годы нет ни одного посмертно учтенного случая в отчетах. Эта республика отличается от всех регионов страны несовершенством учета онкологической заболеваемости и смертности».
В целом по России на втором месте среди причин летальности указаны так называемые «неточно обозначенные причины», на долю которых приходится в 13 раз больше смертей, чем в среднем по странам Евросоюза (0,6% в ЕС и 8% в РФ).
Василий Когаловский
источник : medvestnik.ru