Программа оптимизации российского здравоохранения должна была обеспечить доступность качественной медицинской помощи для каждого. Но ее реализация привела к сокращению медучреждений по всей стране и уменьшению количества специалистов, работающих в отрасли. Особенно сильно оптимизация ударила по сельской местности. Что по этому поводу думают эксперты – в материале «ФедералПресс».
Ошибки программы
Проанализируем действие программы на примере Ленинградской области. Специалисты фонда «Здоровье» считают, что негативное влияние оптимизации явно прослеживается, как в Ленобласти, так и в других регионах России. В топ-5 ошибок программы оптимизации и разных сопутствующих ей тревожных «симптомов», осложняющих ситуацию в здравоохранении, эксперты включили такие пункты:
1. Оптимизация проходила в отрыве от территориального планирования, без анализа имеющейся сети медицинских организаций и учета последствий;
2. Реформа породила кадровый дефицит, результатом которого стали длительные сроки ожидания консультаций у узких специалистов;
3. Происходит так называемая поздняя госпитализация в профильные отделения (например, заложники «золотого часа», которым необходима квалифицированная помощь кардиолога, сначала попадают на общие реанимационные койки);
4. Оптимизация спровоцировала низкую эффективность работы выездных бригад;
5. Оптимизация вызвала явное снижение объемов оказания медицинской помощи – как по амбулаторным посещениям, так и по госпитализации, «смыла» специализированные койки, привела к росту непрофильных госпитализаций и больничной летальности.
По данным фонда «Здоровье», уже в самом начале оптимизации число амбулаторных посещений в России снизилось на 6 миллионов, в том числе на 2,5 миллиона – в сельской местности. С учетом того, что четверть от общего числа населения России проживает не в городах, можно понять, как серьезно реформа ударила по селянам.
«Неуд» за реформу
В Ленобласти прослеживаются те же тенденции. Оптимизация усугубила проблему привлечения медиков в сельскую местность. «Несмотря на то что в регионе давно существует система мер по устранению дефицита медицинских кадров (единовременные выплаты в течение первых трех лет работы, обеспечение жильем и прочие преференции), проблема остается, – признает заместитель председателя постоянной комиссии по здравоохранению областного парламента Арчил Лобжанидзе. – В списке дефицитных специальностей – анестезиологи и реаниматологи, врачи скорой помощи и судебно-психиатрической экспертизы».
По итогам недавнего опроса фонда «Здоровье» (в Санкт-Петербурге и Ленобласти в нем участвовали 525 медицинских работников, 447 из которых – врачи), среди областных медиков на дефицит кадров пожаловались 80 % опрошенных, среди петербургских – 70 %. В целом по стране такой ответ дали 78 % медиков.
Отвечая на вопрос «Как вы оцениваете последствия оптимизации здравоохранения в период с 2014 года по настоящее время?», 51,2 % медицинских работников Петербурга и Ленобласти дали негативную оценку. О положительном отношении к оптимизации заявили 13,7 %. Еще 35,1 % не отметили изменений.
Не уменьшать, а расширять
Тяжелым последствием – «осложнением» оптимизации стала необходимость обращаться к платным врачам, что далеко не каждому по карману. Причем ни под одним тарифом до сих пор нет доказательной базы. Законы и механизмы их расчетной стоимости не утверждены, стандарты до сих пор отсутствуют, поэтому стоимость лечения одного и того же заболевания в регионах отличается в разы.
«Под особым ударом – наиболее уязвимые группы населения, – прокомментировал «ФедералПресс» ситуацию главврач Сертоловской городской больницы, член Медицинской палаты Рошаля Евгений Костюшов. – Поэтому вместе со сторонниками исправления ошибок, допущенных в ходе оптимизации здравоохранения, добиваемся включения в программу послеродовой реабилитации перечень бесплатных медицинских услуг».
«Я считаю, что послеродовая реабилитация женщин должна проводиться стационарно и финансироваться за счет средств Фонда ОМС, – уверен Костюшов. – Следует помнить, что во время вынашивания плода функциональная нагрузка на организм будущей мамы возрастает в 35–40 раз. Но когда мама с ребенком выписываются из роддома, учреждения здравоохранения практически упускают здоровье женщины из вида, акцентируя внимание только на ребенке: дают несколько рекомендаций на прощанье и, возможно, провожают до машины. Для правильного восстановления и сохранения здоровья, в первую очередь – репродуктивного, ей также необходима квалифицированная помощь врачей. Мы это учитываем в работе Сертоловской больницы. Разработали и презентовали на региональном уровне специальную программу, но в связи с отсутствием финансирования пока вынуждены реализовывать ее за счет собственных средств».
По словам Костюшова, Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на медицинскую помощь. На деле же речь идет о перечне услуг, включенных или не включенных в систему ОМС, что неверно. Эксперт обещает, что до конца текущего года программа послеродовой реабилитации будет презентована Медицинской палате РФ, после чего будет поднят вопрос о необходимости включить ее в перечень бесплатных медицинских услуг.
«Учитывая демографические реалии, нам сегодня – не до оптимизации в системе здравоохранения. Ведь, по данным Росстата, в прошлом, 2017, году в России на свет появилось 1,69 млн детей. Это на 203 тыс., или на 10,7 % меньше, чем годом ранее. По этому показателю 2017-й оказался худшим годом за десять лет – в последний раз меньше новорожденных в России было только в 2007-м, – напоминает Евгений Костюшов. – Думаю, надо не сокращать, а расширять направления оказания бесплатной медицинской помощи»
источник : fedpress.ru