с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Направлено письмо на имя Вице-премьера Правительства РФ Голикову Т.А. с обоснованием позиции о разработке проекта федерального закона РФ «Об обеспечении лекарственными средствами граждан РФ»
31 Августа 2018 г.

Сейчас все больше становится очевиден разрыв между системой обращения лекарственных средств, которая хотя и тяжело, но развивается в силу существования одноименного закона, и системой обеспечения граждан лекарствами, которая является архаичной и нагроможденной за 25 лет. Эти системы практически оказались не связаны друг с другом, и часто лекарства обращаются отдельно, а пациенты с их проблемами отдельно.

 

Это выражается уже в том, что никто, кроме производителя или его дилера, не может зарегистрировать лекарство – ни государство, ни пациент, ни ученые, ни медорганизации. А значит нельзя обеспечивать пациентов незарегистрированными ЛС без страха получить уголовный срок за нелегальную торговлю лекарствами. Поэтому в ситуациях, когда производителю не выгодно или некогда идти на наш рынок, или у него санкции – наши пациенты остаются без лекарств. С этой проблемой связан недавний скандал, когда молодую маму ребенка с эпилепсией почти посадили в тюрьму за то, что она купила, а потом продала излишки лекарства для детей в микроклизме, которое не было зарегистрировано. В действительности, речь идет о множестве лекарств и их форм, которых нет в России, а они являются жизненно важными. Сами пациенты, благотворительные фонды везут их с массой сложностей. О многих лекарствах в России не знают, а от них зависят жизни.

Здесь важно, чтобы в основу политики государства легла позиция: «Это надо мне, государству, – моим людям!» А сейчас получается, что это надо даже не пациентам, а производителю. Ему надо – он регистрирует или нет.
На этом построена система – производителю надо регистрировать цену, ему надо проводить исследования, выходить на торги, объявлять о нежелательных явлениях. А государству все это как будто не надо? А если производитель не хочет, не может или не может именно сейчас, потому что у него, например, конфликт интересов со своим же препаратом, или рынок для него мал, или очень сложно все у нас регистрировать? А уж сообщать против себя же о нежелательных явлениях – ни врачам, ни фармкомпаниям не хочется, и если у западных есть хотя бы этика, то у наших и этого нет.

Отделив себя от потребностей пациентов в сфере обращения, государство оказалось полностью зависимым от фармкомпаний. Более того, встав на эту неверную позицию – регулятора, а не заинтересованного лица, - оно создало барьеры для фармкомпаний, а значит и для лекарств. Итог неизбежен: в текущем году Минздрав сообщает, что резко увеличилась динамика прекращения действия регистрационных удостоверений. Фармкомпании уводят с рынка препараты.

Нормативно-правовая база в сфере лекарственного обеспечения является фрагментарной, а местами нормы налагаются одна на другую, позволяя разным участникам процесса манипулировать ими в своих интересах. Это происходит потому, что нет единого закона об обеспечении лекарственными средствами, а существующие нормативно-правовые акты разрозненны, регулируют различные правоотношения – обращение, сферу прав отдельных категорий граждан, разных заболеваний, разные условия оказания помощи – амбулаторные или стационарные, разные перечни, стандарты, многих из которых нет, а другие устарели, назначение, торги, оплату и т.п. И все эти нормы находятся в разных нормативных актах.

Растет количество конфликтов и судебных дел, причем – всех со всеми: пациенты с властями своих же субъектов РФ при поддержке прокуроров, фармкомпании против Минздрава и ФАС, Минздрав против ФАС и наоборот.

Кроме множества жалоб на нарушения льгот, появилось много жалоб на замену препаратов, которые закупаются по минимальной цене по принципу: что дешевле, то и применяйте. Многие люди отказываются от этого и ищут деньги на лекарства или монетизируют льготы. (При этом монетизировать конституционное право нельзя, и оно остается, несмотря на монетизацию (отказ от права не действителен)).

Сейчас в стандарты входят те лекарства, которых нет в перечне ЖНВЛП, и наоборот, - стандарты и перечни не связаны. Но только наличие в стандарте и перечне дает реальное право на лекарство пациенту без участия врачебной комиссии. Лекарство, которое есть в стандарте, автоматически должно заноситься в перечень ЖНВЛП, иначе невозможно выполнить стандарт.

В тоже время врач лишен права назначать конкретные лекарства, а у провизора есть прямой интерес к продаже более дорогих лекарств.

По закону лекарственное обеспечение по стандартам уже оплачено из ОМС, что следует из ч. 4 и ч. 7 ст. 35 закона о медицинском страховании (ФЗ № 326), и это и есть лекарственное страхование, и надо лишь исполнить закон, но он не исполняется.

В целом, России необходима непротиворечивая система доступности необходимых лекарств, для описания которой в один документ будут сведены права и обязанности участников системы, распределены полномочия субъектов и их ответственность, описаны механизмы реализации прав, доведения лекарств до пациентов, описана система допуска лекарств к госфинансированию и условия закупок, описана система создания новых лекарств за счет государства, описан контроль доступности и качества лекарств, устранены противоречия и дублирование льгот и норм права.

В связи со сказанным и напрашивается вывод о необходимости закона "О лекарственном обеспечении граждан в РФ".

И этому же будет посвящена первая секция на конгрессе "Право на лекарство" в ноябре.

Так что подключайтесь к этой активности, друзья. Мне кажется, это очень важным сейчас !

А. Саверский

 


источник :  www.facebook.com

вернуться в раздел новостей