с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Кошелёк или жизнь? Доктор о современной коммерческой и бесплатной медицине
05 Сентября 2018 г.

Юрист в сфере здравоохранения и практикующий врач Николай Чернышук рассказал «АиФ-Юг», где сегодня безопасно лечиться, возможно ли как-то избежать врачебных ошибок и куда обращаться в случае вымогательств со стороны медработников.

 

Недавно в Краснодаре женщину укусила собака, пострадало лицо. В коммерческой клинике ей предложили вернуть красоту в короткие сроки с помощью «новой запантентованной процедуры». В итоге - травмирование глубоких слоев эпидермиса с инфицированием, дорогостоящее лечение, суд. Насколько мы защищены от врачебных ошибок? Где лечиться безопаснее - в клиниках государственных или коммерческих? Об этом «АиФ-Юг» рассказал доктор, юрист в сфере здравоохранения, Николай Чернышук.

ПРАВДЫ ДОБИТЬСЯ СЛОЖНО

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Николай, почему вообще так много врачебных ошибок, безотносительно к форме собственности медучреждений?

Николай Чернышук: Потому что даже роботы ошибаются, и у них бывают сбои. Чаще всего ошибки при лечении случаются из-за простой халатности, кто-то недосмотрел, кто-то недопонял. Важнейшую роль играет человеческий фактор. Неправильно думать, что это беда только России. Например, в США, где медицина считается одной из лучших, ошибка лево-право встречается в 0,1 % случаев. То есть в случае с каждым тысячным пациентом врачи перепутают, какой зуб удалять, на каком глазу хрусталик менять или какую конечность ампутировать. Такова официальная статистика.

- В последнее время все горячие скандалы, связанные с неправильной диагностикой и лечением, относятся всё-таки к коммерческой медицине. А со случаями, когда пациенту навредили бы в государственной клинике, вы сталкивались?

- Вообще существует миф, что если обидеть доктора, то он обязательно не ту таблетку выпишет или не дай бог во время операции чего-нибудь не то сделает. Это не имеет отношения к реальности. За всё время работы с медицинскими ошибками я не встретил ни одного случая, когда бы врач умышленно нанёс вред пациенту. Ни один здравомыслящий человек, а среди врачей таковых большинство, о подобном даже не помыслит. Зерно, из которого произрастают конфликты с частными клиниками, на мой взгляд, в их изначальном предназначении. Они деньги зарабатывают. Там правило: чем больше анализов, обследований, читайте «денег», пациент оставит в клинике, тем лучше врач работает. Отсюда проблема гипердиагностики, когда всем подряд назначают компьютерную томографию, всякие онкомаркеры, лечат герпес, а порой и несуществующие болезни. Государственная медицина со своими особенностями, но так бессовестно деньги не «отжимает».

- Но всё же, если врач навредил, насколько вероятно привлечь его к ответственности, получить компенсацию ущерба здоровью?

- Очень многое зависит от мнения экспертов и имеющейся в наличии документации. Правды можно добиться, да, но это не всегда просто, в особенности, если клиника частная, с огромными финансовыми возможностями, собственной юридической службой. Процесс может затягиваться на годы. Но, случается, даже самые крупные клиники суды проигрывают, выплачивая впоследствии пострадавшим многотысячные компенсации.

В моей практике был случай, когда беременная девушка умерла в коридоре больницы от кровотечения, пока муж ездил за деньгами. Потом этот муж затолкал те деньги врачу в рот.

«ЕСТЬ ШОРОШЕЕ, А ЕСТЬ БЕСПЛАТНОЕ»

- Какой смысл в системе ОМС? Зубы лечить нельзя. Случись что серьёзное - всё за деньги. В травматологию - только со своими бинтами. Слишком много мы покупаем за свои…

- Давайте разбираться по порядку. Начнём со стоматологов. Эта отрасль, которая первой стала на коммерческие рельсы. У меня был случай, когда в поликлинике пациентке надо было поставить пломбу, и врач сразу сказал: хотите, можем бесплатную поставить, только она порозовеет, потом почернеет, будет крошиться и вообще вывалится через неделю. А можем поставить за тысячу рублей - хорошую, которая простоит долго и будет красивой. Подобный разговор и с обезболиванием в стоматологии: есть хорошее, а есть бесплатное! Увы, ситуация такова, что и медикаменты, и расходные материалы закупаются по госзакупкам и чаще всего самые дешёвые и не слишком качественные. И в стоматологии быстро смекнули, что можно делать хорошо, а не по ОМС, при этом за деньги, при этом со своей выгодой.

Что касается бинтов... Подобное наш президент назвал криминалом, и это самая правильная характеристика: деньги больницам выделяют, а вот куда они их девают - вопрос. Замечу, пациенты часто сами провоцируют медперсонал: а что купить, что принести, чего не хватает? Есть и другие. Например, приходят с ушибом и требуют компьютерную томографию, и, причём срочно, пишут жалобы, мол, им в больнице не выдали одноразовые тапочки, полотенце и халат. У людей часто нет понимания того, что им положено, а чего требовать нельзя. Но не зря существуют страховые компании. Они обязаны защищать своих - застрахованных, им за это деньги платят, и немалые. Есть какие-то сомнения, с вас требуют бинты или лекарства? Звоните в свою страховую. Если ситуация не терпит отлагательств, попросите врача выписать вам названия лекарств, купите их, и, сохранив чеки, предоставьте страховой компании, та вам деньги вернёт.

- В государственных больницах диспропорция между количеством пациентов и персонала. В крупный районный центр онколог на приём приезжает раз в неделю. Квалифицированную помощь попробуй ещё получи. С этим что делать?

- Что касается нехватки специалистов, в частности, онкологов... Существует серьёзный дефицит кадров. Небольшая больница не может себе позволить содержать в штате весь спектр узких специалистов. Что с этим делать? Важно знать и помнить о своих правах. Экстренная и неотложная помощь оказывается без всяких очередей и ожиданий. Плановая помощь, когда можно подождать, тоже имеет сроки, для узких специалистов - не более двух недель. Самый долгий срок ожидания для компьютерной томографии не более месяца. Эти и другие положения закреплены в Территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Краснодарского края.

ЦВЕТЫ И СМЕРТЬ

- В чём разница в подходе к пациенту в частных клиниках и государственных?

- Как я уже сказал, главная цель частных клиник - заработать, государственных - поскорее вылечить или не вылечить, главное поскорее. Замечу, что база и возможности у государственных клиник пока ещё намного больше, чем у частных. Когда частные клиники не могут справиться, они обращаются в государственные. Ресурсов и возможностей там больше. (Кстати, врача тоже можно выбирать по своему усмотрению). При лечении, правда, комфорта меньше, но основной плюс - лечение будет условно бесплатным. Поборы в государственных клиниках существуют, но не являются общим правилом.

- Имеет ли смысл таким случаям придавать огласку, жаловаться? Куда?

- Не просто стоит, это обязанность каждого, иначе эту порочную практику не победить. Одно дело, когда врача хотят отблагодарить и приносят конфеты, коньяк или цветы. Другое, когда говорят - пока деньги не принесёте, ваш родственник будет истекать кровью. В моей практике был случай, когда беременная девушка умерла в коридоре больницы от кровотечения, пока муж ездил за деньгами. Потом этот муж затолкал те деньги врачу в рот… С одной стороны, я понимаю мужа, с другой, вместо того чтобы ехать за деньгами, следовало звонить в Минздрав и в страховую компанию. Возможно, и жена жива была бы. Основные защитники - министерство здравоохранения и компании, в которых застрахован пациент. Надо звонить!

- Что вы думаете об эффективности советской медицины в сравнении с современной?

- Огромнейшим преимуществом советской медицины был профилактический подход к лечению, постоянные профосмотры, система диспансеризации, это то, чего не было нигде в мире. Многое из советской медицины закрепилось на Кубе, в стране, где бедность местного населения скрашивается одной из лучших систем здравоохранения. Советская медицина, как модель, была замечательной для своего времени. Примеряя её на сегодняшний день, сложно сказать, как бы это всё сочеталось с крайне дорогостоящим оборудованием, высокотехнологичными методами и постоянно развивающейся фармацевтической индустрией. Одно не вызывает сомнений - очень многое можно было бы применить и сегодня.

- Есть ли модель здравоохранения в мировой практике, которая кажется вам достойной для подражания?

- На сегодняшний день точно понятно, что идеальной модели не существует. Здравоохранение очень наукоёмкая отрасль, которая требует огромных финансовых затрат. Есть хорошие экономические модели, есть прекрасные управленческие решения, системы страхования, государственные системы. При этом хорошо, почти всегда - дорого, у нас уже внедряются многие передовые методы диагностики и лечения, однако финансирование отрасли пока не успевает за её расходами.

Светлана Лазебная

 


источник :  www.kuban.aif.ru

вернуться в раздел новостей