Российские онкологи, руководители федеральных учреждений, представители Минздрава, Росздравнадзора и других заинтересованных ведомств представили на парламентских слушаниях в Госдуме свои предложения по развитию онкологической помощи – для включения их в Национальный план борьбы с онкологическими заболеваниями.
Парламентские слушания «Онкологическая помощь в Российской Федерации. Законодательные аспекты» прошли в Госдуме 24 сентября. Речь шла в том числе о повышении доступности лекарственных средств, обезболивающих и о необходимой для этого гармонизации нормативно-правовых актов федерального уровня и субъектов РФ, касающихся организации онкологической помощи.
«Совершенствование нормативно-правового обеспечения для системы контроля качества и доступности, диагностики и лечения онкозаболеваний, совершенствование онкорегистра и создание единого реестра новых разработанных медицинских технологий, которые могли бы быть успешно внедрены в практику онкологических клиник, контроль за исполнением клинических рекомендаций в медорганизациях – вот те направления, по которым мы просим поддержки у законодателей», – уточнил главный внештатный специалист-онколог Минздрава РФ, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии Андрей Каприн.
Он предложил корректировку федерального законодательства в области канцер-регистра: внедрение программ популяционного скрининга отдельных видов злокачественных новообразований, программ ранней диагностики отдельных локализаций ЗНО в зависимости от структуры заболеваемости и возрастных показателей. Кроме этого специалист предлагает закрепить систему разделения ответственности врачей первичного звена и всех последующих этапов системы здравоохранения (онкологов) за позднее выявление случаев онкологических заболеваний. Андрей Каприн считает нужным создать при Федеральном собрании РФ рабочую группу для организации и мониторинга процесса приведения норм законодательства в соответствие с текущими достижениями науки. Пока же, констатирует он, нормотворчество не успевает отразить новейшие исследования и разработки.
Член Комитета Госдумы по охране здоровья Валерий Елыкомов считает, что нужно устранять разрыв в маршрутизации между разными уровнями медицинской помощи. «У нас есть великолепные региональные центры. Я уже не говорю про федеральные – это уровень мировой. Проблема в том, что между региональными центрами, какие бы они у нас развитые ни были, и первичным звеном – пропасть, – констатировал он. – В онкологии, в отличие от кардиологии, есть одна вещь – есть время между тем, когда выявлено заболевание, и тем, когда начнем лечить. И вот тут начинаются круги ада. Выявили рано. Больной два месяца побегал кругами и перешел в третью стадию, и совершенно другие результаты», – прокомментировал он.
Заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин отметил, что предложения, прозвучавшие на парламентских слушаниях, будут учтены в дальнейшей работе. Национальный план, по его словам, предусматривает в том числе формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, снижению потребления табачной и алкогольной продукции. Большое внимание в нем уделено организационной составляющей и решению вопросов кадрового обеспечения онкологической службы. Замминистра отметил, что на базе многопрофильных больниц предполагается создание центров амбулаторий онкологической помощи с полным спектром оборудования и специалистов. Для многих регионов сейчас остро стоит проблема специалистов по радиотерапии, радиологии, патологической анатомии.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский попросил разобраться с обеспечением лекарственными препаратами онкологических пациентов.
- Существенной проблемой созданной системы здравоохранения является децентрализация управления и финансирования, что порождает различие объемов и стандартов помощи, различие цен на лекарства и т.п., а в итоге разную помощь и разные права граждан.
Центральной проблемой здесь является тот факт, что субъекты РФ стремятся сокращать свои расходы в здравоохранении. Каждый диагноз для них проблема, каждый диагноз, требующий дорогостоящего лечения - большая проблема.
Практически региональные власти начинают действовать против своего населения, заставляя его обращаться в суды, чтобы добиться необходимой помощи, не разрешая врачам ставить диагнозы, требующие дорогого лечения, и назначать ту терапию, которая нужна, но она дорогая. Это - тренд, который не изменится без изменения диспозиции участников сферы оказания помощи, поскольку сокращение издержек - реальная задача для субъектов РФ.
Сейчас субъекты РФ воспринимают медицину, как непосильную ношу для себя, искажая данные о реальной картине заболеваемости и проблемах со здоровьем. Приписки пронизали системы сверху донизу. При переходе с оплаты услуг на подушевое финансирование только в Москве количество услуг упало за год с 700 до 400 миллионов (2013/2014 год - данные МГФОМС), но скандалы с приписками идут до сих пор.
Результат последних пяти лет: по оценкам ВЦИОМ недоверие к врачам выросло с 35 до 55%% (2014-2016), количество жалоб в СК РФ выросло в три раза, количество судебных дел и конфликтов растет.
Это можно преодолеть двумя путями:
Централизовать систему здравоохранения, передав федеральному центру полномочие по базовому оказанию медицинской помощи, имущество медицинских организаций и кадры. Тогда региональные власти вместо того, чтобы сокращать расходы, начнут просить у федерального центра то, что действительно нужно для населения. Это решение давно напрашивается и имеет множество позитивных моментов, и сравнительно небольшое количество негативных.
На федеральном уровне для этого надо создать единую систему оценки новых технологий, планирования закупок и обеспечения системы здравоохранения (что удешевило бы - должно удешевить - цены на лекарства, изделия и пр.) и централизацию управления (назначение главных врачей на местах, применение стандартов, порядков и т.п. в прямом административном режиме, а не опосредованно через местные власти, как сейчас).
При этом следует помнить, что основные средства и сейчас находятся в руках федерального центра: ФФФОМС и федеральный бюджет - совокупно около 2, 2 трлн. из 3, 3 трлн. руб.), но доводятся через искажение региональных систем и частные страховые компании.
В отношении лекарственного обеспечения следует принять закон о лекарственном обеспечении, поскольку наличие закона об обращении лекарственных средств не решает проблемы обеспечения, а имеющаяся система обеспечения архаична, разрозненна по нормативным актам и противоречива, позволяя различным субъектам использовать эти противоречия в своих интересах, что удорожает ее применение через дублирование льгот, стимулирование получение инвалидности и т.п.
Сейчас, чтобы получить необходимое лекарство бесплатно, нужно, чтобы оно было и в стандарте, и в перечне, но существует масса лекарств, которые есть или там, или там. Думаю, что все, что попадает в стандарты, и должно находится в перечне бесплатных лекарств автоматически, и странно, когда там находятся какие-то другие лекарства, если, конечно, работа над стандартами будет все же эффективной, а не такой, как сейчас.
Определить, что здоровье является, кроме прочего, экономической категорией, без которой невозможен труд, а значит и экономика вообще. Для этого нужно научиться считать получаемые экономические эффекты от вложения в лекарства, своевременную диагностику, лечение. Здесь должны быть учтены не только рост числа трудодней, но сокращение расходов на вызовы сокрой, на госпитализацию, на обращение к врачам, на больничные листы, на инвалидность, реабилитацию.
Татьяна Бескаравайная
источник : medvestnik.ru