Когда мы и наши близкие оказываемся в ситуации, когда необходима помощь врача, то надеемся иметь дело с идеальным доктором. Но каким именно он должен быть? Чего, по мнению пациентов, не хватает амурским медикам? Об этом мы поговорили за круглым столом с корифеями амурской медицины:
министром здравоохранения области и отличником здравоохранения РФ Андреем Субботиным
профессором кафедры госпитальной терапии с курсом фармакологии АГМА, заслуженным деятелем науки РФ Владимиром Доровских
главным врачом Амурского кожно-венерологического диспансера, председателем правления Медицинской палаты Приамурья, заслуженным врачом РФ Александром Платоновым
исполняющим обязанности директора ТФОМС Амурской области, доктором медицинских наук Юрием Максимовым
директором Амурского медицинского колледжа, председателем Ассоциации средних медицинских работников Амурской области Евгением Пушкаревым
«Основная масса жалоб от больных на невнимание»
- Простите, начну на грустной ноте. Престиж профессии медработника падает. Требований с каждым днем все больше, ответственность зашкаливает, а отдачи, к сожалению, все меньше. А медики такие же люди, как и все, - открывает диалог Юрий Максимов.
Не согласиться с этим трудно. С одной стороны, врач - одна из самых благородных профессий на земле, но все чаще в адрес медработников слышатся критика и раздражение и так редко слова благодарности, за которые любой человек готов горы свернуть.
- На первом месте - грамотность! Но без человечности в медицине никуда. Что имеем: пациенту больно и плохо, а у врача всего 12 минут на постановку правильного диагноза, назначение схемы лечения, заполнения медкарты и рецептов. В итоге сегодня основная масса жалоб от больных на невнимание, а то и грубость медпресонала. Времени по-человечески выслушать пациента нет. Но все же хороший врач должен выделить минуту на сопереживание больному, - считает Владимир Доровских. - Раньше люди к докторам относились по-доброму, бережно, потому что те выхаживали больного. Вот это слово - «выхаживание» - должно, без всяких оговорок, находиться в голове у каждого врача. В лечении больного важна не только современная аппаратура, а понимание, что слово лечит!
«Простой, но великий инструмент в руках врача»
- Все знают, что позитивный настрой на борьбу с недугом очень важен, поэтому самое главное - дать надежду. Это простой, но великий инструмент в руках врача. Конечно, хорошо бы обладать сразу всеми позитивными качествами, но это привилегия единиц, какую сферу ни возьми, - продолжает тему Александр Платонов. - Что касается человечности, то в идеале, конечно, ее проявление должно быть взаимным. Нужно помнить, что доктора - такие же обычные люди, только психологические перегрузки у них в разы выше, чем у всех остальных. Увы, врачей и медсестер на работе мало заряжают хорошим настроением. Отсюда порой невнимательность, резкость, нежелание объяснить больному, как образ жизни связан с заболеванием, почему выписано это лекарство, а не другое. И если к равнодушию и грубости в других учреждениях мы относимся спокойно, то в медицине - нет, ведь здесь речь идет о самом дорогом - о здоровье, поэтому все воспринимается остро. Безусловно, к медикам должны предъявляться высокие требования, но и воздаваться тоже должно - и материально, и морально. В целом же, я за взаимотерпимость и обоюдный психоконтроль между доктором и пациентом.
«Сострадание - неотъемлемое качество настоящего врача»
Евгений Пушкарев вспомнил случай, когда один врач, достаточно грамотный и квалифицированный, смещал время приема больных и работал с каждым пациентом всего по пять минут и считал, что этого достаточно.
- Он действительно был профессионалом. Но мы ведь знаем, что все болезни от нервов. И медики прекрасно знают, что такое психосоматика. Это значит, что пациент все равно нуждается в доверительной беседе с врачом, ему надо выговориться, это значит, отпустить часть проблем, - делится своим мнением Евгений Владимирович. - Поэтому, каким бы врач ни был профессионалом, если уделять пациенту всего пять минут, последний так или иначе выйдет из кабинета с ощущением неудовлетворенности. Поэтому хороший врач - это грамотный специалист, умеющий внимательно выслушать, проявить сострадание.
- Сострадание - неотъемлемое качество настоящего врача, - поддерживает мысль Андрей Субботин. - Если уж человек надел белый халат, должен нутром чувствовать, что беспокоит пациента, уметь преподнести информацию о самом сложном диагнозе так, чтобы она не «раздавила» больного, не уничтожила в нем силы бороться за жизнь. Это целое искусство. Но все же в первую очередь сотрудник лечебного учреждения должен в своей профессии разбираться до мельчайших деталей. Тогда к этому качеству еще присоединятся уверенность в себе, твердость духа. И на это дальше накладываются общечеловеческие качества: интеллигентность, доброта, умение принимать ответственные решения. Ведь все решения принимаются на основе информации, а информацию профессионалу могут дать только знания.
Риск - дело благородное?
Этот вопрос возник в ходе оживленной беседы. Имеет ли врач право рисковать, когда случай ставит его перед выбором: спасать человека, если счет идет на секунды, или действовать по инструкциям, наперед зная, что можно упустить единственный шанс.
- Однажды мой коллега, видя задыхающуюся от инородного тела в гортани женщину, кухонным ножом сделал трахеотомию и спас ей жизнь. Потом этого доктора подвели под уголовную ответственность за то, что он воспользовался подручными средствами… А ведь он спас человеку жизнь! - рассказывает Юрий Максимов. - С одной стороны, счастливый пациент, с другой - хождение по лезвию из-за несовершенства законодательства. Врач остался беззащитным. Не каждый доктор пойдет на такой риск, а только знающий, смелый, обладающий огромной силой духа. Это всего лишь один пример из многих, и в нем очень много всего переплетено… Когда речь заходит о хорошем враче, я всегда вспоминаю клятву Гиппократа, слова которой имеют очень глубокий смысл: «…все знания, полученные от своего учителя, буду использовать для того, чтобы облегчить страдания людей…» Хорош врач, который может гордо сказать «Здравствуйте! Я ваш доктор!», но так хочется, чтобы больной с не меньшим восхищением говорил: «Вот мой доктор идет! Я ему очень благодарен!»
Считаешь своего доктора лучшим? Сообщи нам!
Чтобы повысить престиж профессии врача и создать более позитивное к ней отношение, Издательский дом «Дважды два» при поддержке министерства здравоохранения Амурской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области объявил первый городской конкурс среди медицинских и фармацевтических организаций «Клиника года».
Кстати, вы сами можете выдвинуть в число номинантов медицинское учреждение, аптеку или доктора. Для этого необходимо отправить заявку на электронную почту klinikagoda@2x2.su. Скачать заявку можно на сайте www.2x2.su/klinikagoda. Заявки на клиники и аптеки принимаются до 30 сентября 2018 года, заявки в номинации «Доктор года» - до 31 октября 2018 года.
Итоги масштабного конкурса будут подведены 1 февраля 2019 года. Организаторы определят и наградят лучшие клиники и медработников областного центра. Церемония награждения состоится 7 февраля 2019 года в конференц-зале гостиницы «Зея», 2 этаж. Награды получат победители народного голосования и те, чьи заслуги отметило экспертное жюри.
источник : 2x2.su