У врача псковской Детской областной больницы возникли проблемы с диагностикой обычного заболевания.
В марте псковичка Анна Семёнова (имя изменено из этических соображений – прим. ред.) обратилась в больницу: её ребёнок жаловался на боли в животе. При этом ни рвоты, ни повышенной температуры у него не было. Женщина говорит, что сразу начал подозревать, что речь идёт об аппендиците, потому что у ребёнка никогда не было заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Что-то не то съели
Мама пришла с ребёнком в Детскую облбольницу и рассказала врачу, что накануне ребёнку сделали УЗИ, которое зафиксировало воспалительный процесс. Дежурный хирург назначила анализ крови, ощупала живот, ребёнок ответил на вопросы врача. Она решила, что о хирургической патологии речи не идёт, и отправила ребёнка к педиатру.
Второй врач поставила диагноз: функциональное расстройство кишечника. То есть, что-то не то съели. Мать удивилась: стул у ребёнка нарушен не был, рвоты тоже. Ночью живот у мальчика продолжал болеть, мама позвонила в больницу, но врачи попросили её не переживать. Утром мама отправилась в поликлинику к гастроэнтерологу. Та осмотрела малыша и сказала, что нужно срочно ехать обратно в больницу.
В 11:00 мать была здесь, дежурный врач-ортопед осмотрела ребёнка. Хотя врач сомневалась, мама заставила её госпитализировать ребёнка в хирургическое отделение. Наконец, диагноз - острый аппендицит – был подтверждён. Хотя у ребёнка к тому моменту уже был гнойный перитонит.
Хирурга вызвали по санитарной авиации, в 14:30 началась операция. Тут стоит оговориться: термин «санитарная авиация» является медицинским сленгом и подразумевает дежурство врачей на дому по графику. При необходимости, специалисты вызываются в больницу. В данном случае врач детский-хирург был вызван к ребенку по дежурству на дому. Об этом «МК в Пскове» сообщил председатель Госкомитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игорь Потапов.
Ещё три дня ребёнок провёл в реанимации и отделении интенсивной терапии. Потом мальчика лечили в хирургическом отделении, при этом по телефону псковских врачей консультировал заведующий отделение хирургии №3 Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Выговор и замечание
Заведующая хирургическим отделением попросила псковичку не писать в приёмную президента и вообще не поднимать шума. Она предложила ей написать заявление на имя главного врача больницы: мол, сами разберёмся.
6 апреля врачебная комиссия под председательством главврача Детской областной клинической больницы Аркадия Гохмана разобрала заявление женщины. Все факты подтверждены подписями членов комиссии, которая решила наказать дежурного хирурга за диагностическую ошибку. По мнению комиссии, она недостаточно тщательно собрала анамнез и не учла особенности течения острого заболевания брюшной полости у детей дошкольного возраста.
Комиссия объявила хирургу выговор и перевела на временную работу в приёмное отделение: набираться опыта диагностики острой хирургической патологии у детей. Педиатр получила замечание. Заведующая хирургическим отделением должна была провести занятие с врачами Детской больницы по алгоритму диагностики острого аппендицита у детей.
По словам нашей собеседницы, в августе представитель прокуратуры сообщил ей, что в детской больнице в этом году умер ребёнок после ошибки с диагностированием аппендицита. При этом ещё один ребёнок также с аппендицитом лежал в больнице в тяжёлом положении в одно время с малышом нашей собеседницы.
Этих обстоятельств Потапов нашему изданию не подтвердил. Также он пояснил, что понятия ошибки в диагностике в медицинской статистике не учитывается. Применяется понятие расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов, повлекшего смерть пациента. И за 2018 год летальных исходов среди несовершеннолетних с расхождением клинического и патологоанатомического диагнозов не зарегистрировано.
Игорь Потапов
Уволилась сама
Женщина направила запрос председателю Госкомитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игорю Потапову и вице-губернатору Псковской области Вере Емельяновой, чтобы узнать, почему хирурга не уволили. Ответы Потапова и Емельяновой совпадают. Они сообщили, что затруднения при диагностике были связаны с отклонениями от типичного клинического лечения, анатомическими особенностями ребёнка, а также давность заболевания. То есть ребёнок был осмотрен в период «мнимого благополучия».
«При диагностике хирургической патологии имели место трудности, которые были обусловлены не типичностью клинической картины, не проявившейся сразу при первичном обращении. Начальные проявления таких заболеваний как острый аппендицит могут протекать под масками других заболеваний, например кишечных инфекций, вирусных поражений или заболеваний желудочно-кишечного тракта», - прокомментировал нашему изданию Игорь Потапов.
Также чиновники подтвердили, что практически в то же время, что и ребёнок нашей собеседницы, в больницу попала девочка с острой хирургической патологией. Её прооперировали и выписали домой в удовлетворительном состоянии.
Также женщина узнала, что в больнице с 2016 года нет магнитно-резонансного томографа, который был списан в связи с непригодностью. Необходимые МРТ-исследования раз в неделю проводятся в Псковской областной клинической больнице.
Врача не уволили, поскольку в регионе есть кадровый дефицит. Однако, по словам собеседницы «МК в Пскове», хирург уже покинула больницу, после того, как женщина обратилась в суд.
Поздно обратилась
В суд псковичка обратилась, потому что была не согласна с решением врачебной комиссии. Однако в судебном заседании врачи ошибки свои не признают, утверждает наша собеседница. На первом заседании они сообщили суду, что виновата сама женщина, которая долгое время не обращалась к врачу. На втором точка зрения поменялась: якобы у ребёнка в первый день было кишечное заболевание, а уже затем перитонит. Фаза острого аппендицита из этой точки зрения выпадает.
В суде женщина требует от больницы моральную компенсацию, а также возмещение затрат на реабилитацию ребёнка, лекарства, анализы и так далее. Сумма иска – 250 тысяч рублей.
Павел Дмитриев
источник : www.mk-pskov.ru