с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
10 Октября 2018 г.

Количество судебных исков от пациентов в отношении лечебных учреждений увеличивается с каждым днем. Большое значение для результатов рассмотрения дела имеют те документы, которые подписывает пациент перед оказанием медицинской помощи. В чем состоят риски для пациента и больницы – попробуем разобраться вместе.

 

Перед оказанием любой медицинской услуги пациент подписывает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.,  необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

В отношении несовершеннолетнего или недееспособного гражданина согласие дает его законный представитель. Согласно закону, информированное добровольное согласие оформляется письменно.

Цель информированного добровольного согласия как документа – обеспечить пациенту возможность заранее получить информацию о возможных негативных последствиях, которые могут возникнуть по результатам оказания медицинской помощи независимо от воли врачей, и принять решение, готов ли он на эту конкретную операцию, проводимую в этом лечении тем или иным методом. Разумеется, речь идет только о плановой помощи, когда пациент в силу своего состояния способен дать осознанное согласие.

Для неотложной помощи, когда пациент находится не в сознании или в состоянии крайней физической боли, оформление этого документа не требуется.

С другой стороны, информированное добровольное согласие снимает с врачей ответственность за те последствия, о которых пациент был предупрежден. Не секрет, что в действительности крайне редки случаи, когда врач подробно информирует пациента обо всех этих обстоятельствах прежде, чем дать подписать документы.

Исходя из практики, подписанное согласие или отказ от операции или госпитализации в суде становится очень сильным аргументом в пользу лечебного учреждения. При этом, формально пациент оказывается в более уязвимом положении. Несмотря на то, что согласно закону, информированное согласие оформляется письменно, Минздрав при разработке единой формы этого документа не предусмотрел, что в нем должна отражаться информация, которая доводится до пациента, то есть то, на что именно он подписался. Отсутствие письменной фиксации информации, доводимой до пациента, лишает его самого и в перспективе – суд возможности проверить, о каких именно негативных последствиях медицинского вмешательства был проинформирован пациент и на что он соглашался. Возникает противоречие с Законом о защите прав потребителей, который обязывает письменно доводить информацию об услуге и рисках, заложенных в нее.

Можно предполагать, что изначально законодатель подразумевал в п. 8 данной статьи разработку шаблонов информированного добровольного согласия по аналогии с противопоказаниями к лекарственным препаратам, о которых обязаны информировать потребителя фарм. производители.

Популярный аргумент среди врачей – об отсутствии времени. Но для производимых препаратов однократно были разработаны тексты противопоказаний, которые используются в дальнейшем годами. В результате, у потребителя нет проблем с получением основной необходимой информации, несмотря на то, что количество производимых препаратов исчисляется тысячами, как и количество видов медицинского вмешательства.

Судебная практика сегодня неоднозначна. Однако, в целом позиция Верховного суда такова- , в том числе выраженная в Определении от 27.03.2018 г. – пациента необходимо полноценно информировать.

В условиях отсутствия прямой нормы закона, защищающей в этом вопросе пациента, а не только врача, пациенты вынуждены защищать себя сами.

Существует масса примеров, когда врачей тайком записывали на диктофон и даже снимали на видео. И суд принимает эти доказательства. Единственный способ для лечебного учреждения защитить себя в такой ситуации – действительно информировать пациента, насколько это возможно. А пациенту желательно, как ни банально, читать то, что он подписывает.

Кандидат юридических наук, адвокат Татьяна Иванова

 


 

источник bfmsamara.ru

вернуться в раздел новостей