Проект будет обсуждаться на VIII-м Всероссийском конгрессе "Право на лекарство"
Сегодня в России правом на бесплатные лекарства пользуются только стационарные больные и льготные категории граждан или пациентов с определенными заболеваниями. Подавляющая часть населения вынуждена покупать амбулаторные лекарства даже из числа жизненно важных за счет своих средств. Это приводит к недоступности лекарств, ухудшению здоровья и увеличению смертности, то есть противоречит интересам самих людей, которые хотели бы жить дольше и быть здоровыми, но не только. В экономике это влечет за собой увеличение вызовов скорой помощи, числа и продолжительности госпитализаций, удорожанию терапии, увеличение числа «больничных листов», росту инвалидности и сопутствующих расходов на пенсии, реабилитацию, а также, кроме роста смертности, влечет за собой сокращение числа трудодней и снижает работоспособность граждан. Все это является ударом не только по интересам самих людей, но и по интересам экономики государства.
Этот довод делает неизбежным решение вопроса о том, что необходимые амбулаторные лекарства должны быть бесплатны. Это – необходимое изменение, которое руководство страны должно принять. Но этого недостаточно.
События последнего времени ясно указывают, что даже льготная система лекарственного обеспечения не решает поставленных перед ней проблем: люди массово монетизируют льготы из-за недоступности необходимых лекарств, власти субъектов РФ используют любые возможности, чтобы не исполнить обязательства перед льготниками, имеется целый ряд условий, от которых зависит возможность гражданина реализовать льготу, - в целом, стало ясно, что субъекты РФ стараются сокращать расходы на медицинскую помощь. Если в эту систему массово ввести новых «льготников», она «закроется» от своих граждан еще больше, что неизбежно усилит и социальное напряжение, и недоверие к врачам и к власти.
Это диктует следующие системообразующие решения и подходы:
1. Необходимо определить понятие «здоровье» не только, как медицинскую, но и как экономическую категорию, без которой невозможен труд (здоровье – способность осуществлять нормальную жизнедеятельность, включая способность трудиться), а без труда нет экономики. Такое понимание дает возможность превратить систему охраны здоровья не только в инвестиционную, экономическую сферу, но поставить задачу по улучшению здоровья населения, поскольку лучшее здоровье дает лучшую экономику.
2. Необходим закон о лекарственном обеспечении граждан, который даст безусловное право всем гражданам получить необходимые лекарственные средства даже амбулаторно. Мы уже собрали под этой инициативой 200 тысяч подписей. Закон должен содержать не только правила обращения лекарств, как сейчас, но и механизмы получения их пациентами, включая:
централизацию лекарственного обеспечения через федеральный центр в виде системы фондов ОМС, куда субъекты РФ подают свои заявки. ФФОМС может сформировать специальное подразделение для этого;
назначение и получение пациентом необходимых лекарств без оглядки (без условий) на перечни и на стандарты и клинические рекомендации в случае обоснованной необходимости выйти за их пределы;
право врача выписывать то лекарство, которое он считает необходимым, что означает право на подбор терапии и ответственность за нее, а также означает право выписки рецепта по торговому наименованию в рамках референтной цены, применение которой является необходимым для сдерживания роста расходов государства, и при наличии права пациента приобрести более дорогое лекарство в рамках назначенного МНН с доплатой сверх референтной цены за счет собственных средств. При этом необходима административная ответственность с высокими штрафами за выявление сговоров врачей с фармкомпаниями и создание государством системы информирования врачей о создании и действии новых лекарств или новых свойств лекарств, не зависимой от влияния фармацевтических компаний;
определение взаимозаменяемости лекарств только врачом с целью подбора наиболее эффективной терапии. При этом повышение цены выше референтной врач должен обосновать отдельно. Терапия, которая подходит пациенту, не может меняться чаще, чем один раз в год. Для детей подходящая терапия не должна меняться;
механизм выявления в других странах и в России новых технологий и лекарств, оценку соотношения их стоимости, эффективности и безопасности, помимо существующего процесса стандартизации, и механизм их внедрения в России. Возможно, что частью этого механизма должно стать создание государственного агентства новых медицинских технологий;
механизм закупок в интересах пациента и по назначению врача, игнорирующий наименьшую цену лекарства, как основу принятия решений о закупках;
механизм снижения (определения) цены за счет увеличения оптовых закупок;
механизмы взаиморасчетов, хранения, транспортировки и доставки лекарств до пациента, включая использование возможностей аптек. Указанные механизмы должны иметь «запасную систему» обеспечения на случай сбоя основного механизма;
регистрацию лекарств в ГРЛС в интересах пациентов, а не только производителей;
мониторинг эффективности и безопасности применения дженериков в течение трех лет после регистрации с обязательной подачей сведений от ЛПУ в Росздравнадзор о воздействии на пациента (пострегистрационные исследования) и публикацией обобщенных ежегодных результатов для сведения общества;
мониторинг и ответственность за нарушение прав на лекарственное обеспечение.
3. Отсутствие необходимого лекарства в ГРЛС, перечнях, стандартах, непроведение каких-либо процедур органами власти, типа торгов или закупок - не может быть признано обоснованной причиной нарушения прав граждан на жизненно важное или необходимое лекарство. В ОМС (или бюджетах субъектов РФ) должен существовать резервный фонд, который призван к немедленному решению проблем лекарственного обеспечения граждан. Размер и правила работы фонда определяется Правительством РФ.
4. Перечень ЖНВЛП автоматически включает в себя лекарства из стандартов и клинических протоколов, иначе они не могут быть выполнены. При этом указанные документы должны содержать современные способы лечения и лекарства, и обновляться не реже, чем один раз в три года, а в случае создания «прорывных технологий» сразу же после их регистрации в любой стране мира. Как и сейчас, в случае отсутствия стандарта (клинических рекомендаций - КР) или отсутствия лекарства в стандарте (или КР), оно должно быть доступно через решение врачебной комиссии. При этом решение ВК не может противоречить современным достижениям медицины и решениям ВК федеральных научных центров при их наличии.
5. Поскольку Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь в ГУЗ и МУЗ, которая невозможна без лекарств (что должно быть прямо отражено и в Основах законодательства…), то монетизировать это право нельзя – оно все равно должно быть реализовано. Это требует отмены программы монетизации льгот и реализации конституционного права граждан на лекарство в полном объеме. При этом денежная поддержка государством малоимущих слоев населения приветствуется вне зависимости от обязательств по лекарственному обеспечению, но связывать эти программы нельзя.
6. Необходима не столько уголовная, сколько административная ответственность за нарушение прав на лекарственное обеспечение, как для юридических, так и для физических лиц.
7. Должен работать механизм учета экономической эффективности лекарственного обеспечения. Он должен включать в себя не только учет сокращения издержек на скорую помощь, стационары, реабилитацию, инвалидность, рост трудодней и трудоспособность в целом, включая и домашнюю занятость (уход за детьми, инвалидами, больными, домашнее обучение и т.п.), но и сокращение числа инвалидов в целом по причине того, что некоторая часть сегодняшних инвалидов получила этот статус ради бесплатных лекарств, и в случае их получения вне зависимости от статуса инвалида, есть вероятность их отказа от инвалидности, что сократит расходы бюджета на пенсии и пр. льготы. Этот механизма необходим, чтобы видеть, что сфера здравоохранения является не убыточной, а инвестиционной сферой.
источник : lekpravo.ru