с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Правила приема лекарств проверят на дорогах
22 Ноября 2018 г.

Водителей, возможно, будут наказывать за употребление лекарств, вызывающих одурманивающий эффект, например фенобарбитала или димедрола. ГИБДД и Минздрав начали подготовку соответствующих поправок к КоАП. В Госдуме уже предложили ввести наказания для граждан, которые употребили лекарства «в терапевтических целях», несмотря на предостережение инструкции к препарату, и для наркоманов, «глотающих таблетки пачками» для получения одурманивающего эффекта. Медицинские эксперты к инициативе отнеслись настороженно.

 

О законодательном пробеле, позволяющем гражданам в состоянии опьянения уходить от ответственности, рассказал вчера врио замначальника ГИБДД России Александр Быков.

При проведении медицинского освидетельствования, напомним, врач берет у водителей на анализ мочу и в ряде случаев кровь. При обнаружении спирта, наркотических и психотропных веществ медработник выносит заключение: «Состояние опьянения установлено». Оно, в свою очередь, ложится в основу материалов, которые отправляются в суд для наказания водителя (лишение прав и штраф 30 тыс. руб.).

Но при обнаружении веществ, входящих в состав лекарственных препаратов, такое заключение вынести нельзя, поскольку эту не предусмотрено законодательством. В Москве в 2017 году, например, выявлено 244 подобных случая — чаще всего у водителей в организме был обнаружен фенобарбитал (назначается в качестве седативного препарата). В материалах ГИБДД упоминаются также случаи с димедролом. При этом есть единичные случаи, когда врачи, обнаружив содержание лекарств в крови, выносили заключение о состоянии опьянения и потом суды наказывали водителей лишением прав. По словам господина Быкова, ГИБДД начала проработку «предложения» об изменении ст. 12.8 КоАП РФ таким образом, чтобы ответственность наступала и за употребление лекарства; идею эту поддерживают в Минздраве. В пресс-службе министерства на запрос “Ъ” вчера не ответили.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков концептуально идею поддержал, заметив, что разработка законопроекта должна находиться «полностью в компетенции Минздрава, который почему-то проявляет удивительную пассивность в этой сфере». Ведомство, считает депутат, должно определить группы препаратов и дозы, превышение которых будет считаться нарушением. В законопроекте нужно прописать два состава правонарушения: первый — с более мягкими санкциями — для граждан, которые приняли препарат в терапевтических дозах, но в нарушение инструкции к лекарству сели за руль; второй — с более жестким наказанием — для наркоманов, «глотающих таблетки пачками» для получения эффекта одурманивания. Последних, считает господин Лысаков, можно лишать прав и ставить на учет в наркодиспансере.

Решить описанную ГИБДД проблему довольно сложно, пояснил “Ъ” завотделением медосвидетельствования на состояние опьянения Московского научно-практического центра наркологии Владимир Егоров. «Тяжело прописать в отношении лекарств четкие критерии, как в случае с алкоголем,— пояснил он “Ъ”.— Разные лекарства по-разному действуют в зависимости от дозы, состояния организма конкретного человека». Еще одна проблема, пояснил господин Егоров, в инструкциях к лекарствам: разные производители по-разному формулируют ограничения к вождению. В инструкции по применению димедрола, к примеру, сказано обтекаемо: пациенты, «занимающиеся опасными видами деятельности, требующими повышенного внимания и быстрых психических реакций, должны соблюдать осторожность». Может не быть вообще информации об ограничениях, это зависит от производителя препарата, поясняет Владимир Егоров. «Врач, выписывая препарат, должен предостеречь пациента от управления автомобилем,— говорит он.— Сделал он это или нет, проконтролировать невозможно». Учесть эти нюансы в законодательстве трудно, считает господин Егоров, а прописывать «общие нормы, которые будут трактовать как хочется», бессмысленно. Ряд препаратов (например, корвалол) в отличие от алкоголя держатся в крови по несколько недель, отметил главный редактор программы «Главная дорога» Илья Скрябин, и есть риск, что, употребив их однажды, водитель долго будет оставаться в зоне риска быть наказанным.

Иван Буранов

 


источник www.kommersant.ru

вернуться в раздел новостей