Как известно, кроме Москвы и Петербурга в России есть и другие города, а главное — деревни и населенные пункты. И вот представьте себе, что вы живете в таком пункте, а там нет узкого специалиста, например, эндокринолога, гастроэнтеролога, офтальмолога и т.д.
Нужно ехать туда, где такой специалист есть. Что делать, если вы человек немолодой или у вас нет денег и своей машины, а единственную дорогу размыло? Самый надежный вариант — никуда не ехать. Но если человек все же решился отправиться в путь, его ожидают сюрпризы. Вот он добрался до города, где есть поликлиника, но выясняется, что узкий специалист приезжает туда раз-два в неделю и к нему очередь на несколько месяцев.
Ладно. Допустим, проявив чудеса изобретательности, вы через месяц прорываетесь на прием к нужному врачу и получаете бумажку, в которой будет написано, что вы и в самом деле больны.
Берем этот драгоценный документ и снова в путь: теперь уже в департамент здравоохранения региона. Про болезнь, возраст, деньги, плохую или отсутствующую дорогу не вспоминаем, потому что никого, кроме больного, это не интересует.
В случае неслыханного везения больной, постояв или полежав несколько часов в очереди, получает направление к главному специалисту региона. Свидание с этим специалистом требуется для того, чтобы он подтвердил: да, больному необходима высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП). Но вы же понимаете, что главный специалист тоже принимает не каждый день. Снова очередь. А если этот доктор принимает в среду, а вы приехали в понедельник, и жить вам эти два дня негде и не на что? Так и не живите. Вас ведь не звали, вы сами приехали.
Предположим, что вы все-таки дотянули до встречи с главным специалистом и получили бумажку. Теперь с ней нужно ехать обратно, в департамент здравоохранения. Там следующая очередь. Для чего? Чтобы вас «внесли» в компьютерную базу и отправили информацию в клинику, которая выполняет нужную вам ВМП.
Допустим, вам повезло, и вы все же добрались до лечебного учреждения. Там должны оценить результаты вашего обследования и в короткий срок дать ответ «наверх», могут ли вас принять на обследование и лечение. И вот наконец вам вручают направление с квотой на ВМП. Накануне нужно долго молиться, потому что квоты у региона могут закончиться, а с ними улетучится и призрачная надежда на спасение...
Но вот молитва услышана и квота у вас в руках.
Нужно молниеносно сдавать анализы, собирать справки и срочна вылетать в лечебное учреждение, где будут делать операцию. И выясняется, что у вас чего-нибудь не хватает. А руководителям медицинских учреждений категорически запрещено принимать пациентов, в документах которых хоть что-то не в порядке. Как быть? Лететь на Камчатку, на Ямал и выцарапывать недостающие документы? Да неужели врач не может пойти ему навстречу? Может. Но таким образом он нарушит распоряжение Минздрава и при очередной проверке будет строго наказан.
И вот чудо свершилось. Лечение по квоте завершено и пациент возвращается домой. И тут-то в лечебном учреждении и начинается самое интересное: «работа с документами». Клиника скрупулезно расписывает всю процедуру: прием, лечение и выписка. На каждом этапе существует масса тонкостей, как при реставрации средневековой живописи. Правила оформления нарушать нельзя — это святое. И наконец, после рассылки этой ценнейшей информации в регион и в Минздрав лечебное учреждение получает уведомление о том, что претензий к нему нет. Или они есть — а вдруг какой-нибудь врач разнюнился и не отправил больного на Курилы за недостающей справочкой? Тогда предстоит разбор полетов...
(Как получить медицинскую помощь петербуржцам по программе ВМП, можно узнать здесь)
Нередко пациенту требуется вторая операция или болезнь протекает не так, как описано в учебнике. Требуется повторная госпитализация. Крепитесь, все нужно начинать сначала. Все, представляете? И чем сложней болезнь, тем больше кругов ада нужно пройти. Получается, больной должен быть здоров как зверь, иначе вынести все это просто невозможно.
Врачи знают, что чем раньше начинается лечение, тем оно более эффективно и менее затратно. Но при существующем порядке госпитализации это невозможно по определению: нередко больные добираются до врача от нескольких месяцев до целого года! Доживают, понятно, не все. А никто на это и не рассчитывает.
В общем объеме медицинской помощи часть ВМП составляет всего несколько процентов. А на выполнение бумажно-компьютерной работы требуются полки писарей.
Ради чего? Ради того, чтобы больной перемещался по описям и отчетам как правильно оформленный товар. Порядок нужен во всем, кто бы с этим спорил — беда лишь в том, что «товар» болеет не по разнарядке и не может храниться на складе до окончания оформления и полной утряски баланса. Медицина — это драгоценный сплав науки и искусства, живая, постоянно изменяющаяся материя. Помощь больному требует постоянной коррекции и адекватной реакции. Все люди разные, и болеют все по-разному. И лечение не должно зависеть от бухгалтерского учета, мертвой материи цифр и справок. А в этой ситуации бухучет управляет медициной. Это самый надежный и проверенный способ не дать больному дожить до помощи.
То есть Минздравсоцразвития под руководством Татьяны Голиковой внедрил такой порядок госпитализации, который в несколько раз сокращает доступность медицинской помощи для больных. И в условиях жесточайшего кризиса здравоохранения, о котором каждый из нас знает не понаслышке, это просто не поддается никакому разумному объяснению.
источник : doctorpiter.ru