В России в паллиативной медицинской помощи нуждаются порядка 1,3 млн человек, получают же ее лишь около 200 тысяч пациентов. Эти данные озвучила на проходивших 3 декабря в Госдуме парламентских слушаниях «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2025 года» учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.
Существующая инфраструктура оказания паллиативной медпомощи (ПМП), считает Федермессер, не способна увеличить доступность ПМП: «В 29 регионах среднее количество паллиативных коек для взрослых – менее 30, в половине из них отсутствуют выездные патронажные службы, в 15 регионах не организовано оказание ПМП в амбулаторных условиях».
Ситуация с оказанием ПМП детям, по приведенным экспертом данным, не лучше: в 53 регионах отсутствуют отделения выездной патронажной службы, в 39 регионах количество детских паллиативных коек не превышает 5, а в 11 регионах такие профильные койки вовсе отсутствуют.
Москва, по оценке Нюты Федермессер, участвующей в работе совета общественных организаций по защите прав пациентов при ДЗМ, лучше любого другого региона обеспечена – и обезболивающими препаратами, и кадрами. Тем не менее, и здесь дефицит профильных специалистов при оказании ПМП взрослым составляет 25% в стационарных условиях и 28% – в амбулаторных, а при оказании помощи детям – 40% и 94% соответственно. «Такая ситуация складывается не потому, что нет денег, а потому что в этой сфере медицины до сих пор нет профессионального обучения», – считает Федермессер.
Кадровая обеспеченность московской ПМП-службы средним и младшим медперсоналом, по ее данным, еще ниже: 40–44% при оказании помощи взрослым в стационарных условиях, а детям – 45% в стационарных условиях, 75% – в амбулаторных. В других регионах картина заметно хуже.
«В РФ нет препаратов, которые могли бы обезболивать детей так, чтобы для них сам процесс обезболивания был безболезненным, – продолжила перечислять проблемы ПМП Федермессер. – Ребенку, страдающему от хронической боли, сложно дать таблетку, ему приходится колоть уколы. Когда его из хосписа переводят в учреждения соцзащиты (если ребенок сирота), то там его не колют вообще, и его состояние ухудшается. Он снова возвращается в хоспис, там ему назначают морфин».
В касающихся ПМП поправках к ФЗ-323, подчеркнула руководитель фонда «Вера», ситуация с обезболивающими препаратами для паллиативных пациентов не отражена, зато там обозначена категория лиц, которым не может быть оказана ПМП. «Особо стоит отметить пункт «бомжи и граждане других регионов», то есть эти категории приравняли, и умирать надо только по месту регистрации», – делает вывод Нюта Федермессер
В ноябре 2018 года правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки к №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», конкретизирующие понятие «паллиативная медицинская помощь».
источник : vademec.ru