Как правильно сбить температуру, чем опасны БАДы и почему нельзя запивать таблетки чаем.
Популяризатор доказательной медицины – врач-терапевт и токсиколог Алексей Водовозов – приехал в Воронеж с открытыми лекциями в рамках проекта «Энергия науки» Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) в ноябре 2018 года. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила у медика, как отличить врача от шарлатана, есть ли действенные лекарства от гриппа, можно ли заменить назначенный препарат дешевым аналогом и почему нужно быть осторожнее с БАДами.
– Периодически появляются новости о шарлатанах, которые под видом врачей выкачивают деньги из больных людей. Можно ли отличить доктора от обманщика?
– Один из самых ярких признаков шарлатанства – вам обещают сразу сделать диагностику всего организма. Это невозможно. Во-первых, диагносты у нас узкоспециализированы. Врача крайне сложно научить владению всеми существующими методиками. Во-вторых, каждая методика имеет свои ограничения. К примеру, ЭКГ делают для того, чтобы зарегистрировать электрическую активность сердца, – больше никакая методика ее не регистрирует. Но при помощи той же ЭКГ мы не можем увидеть само сердце и посмотреть, к примеру, насколько расширены его желудочки. Для этого нужно делать УЗИ. Диагностического прибора, который способен проверить все и найти все болезни, не существует.
Второй признак – широченный спектр заболеваний, которые может определить диагностический прибор. Он вычисляет буквально все – от невралгии до онкологии.
Третий – вас пытаются лечить, не сходя с места. В медицине диагностическое и терапевтическое направление разделены. К примеру, врач-радиолог делает вам рентген, но он не пытается лечить вашу сломанную ногу. С другой стороны, хирург не пойдет сам делать вам МРТ – он направит к специалисту. А шарлатаны начнут прописывать лечение сразу, и, как правило, это будут биодобавки. Любая псевдодиагностика – развод на диагноз с целью развода на лечение. Ни один человек не должен уйти без назначения.
Четвертый признак – это когда вам говорят: «Мы не понимаем, как работает наша методика, но она явно передовая, обогнала свое время на 50 лет, и мы только потом все поймем, но можем использовать уже сейчас». В лечебном направлении такое теоретически еще возможно, но не в диагностике. Сначала нужно открыть какое-то явление, потом его изучить и только потом использовать для диагностики. Пока мы не открыли ультразвук, мы не могли создать аппарат УЗИ. Перед тем как сделать какой-то инновационный медицинский аппарат, нужно провести кучу всяких исследований. К примеру, МРТ на всем пути получила пять Нобелевских медалей. Причем это были награды и по физике, и по химии – за изучение самого явления. Только последняя, пятая, была собственно за создание магнитно-резонансного томографа. И такое сплошь и рядом. Все работающие методики диагностики изучены.
Пятый признак шарлатанства – жонглирование всяческими не очень понятными медалями. У нас есть одна научная организация – Российская академия наук, то есть РАН. Это единственное сокращение, которое имеет отношение к науке. Если вы видите другие аббревиатуры, знайте: это общественные организации, а не научные. Но они вручают свои медали и присваивают людям звания своих академиков. Псевдодиагносты очень любят трясти званиями и наградами: мол, смотрите какие мы заслуженные. Но в кабинете МРТ вряд ли будут висеть таблички, повествующие, что у методики пять «нобелевок». Потому что МРТ и так заслуженная. Она реально работает и помогает ставить диагнозы.
Еще один забавный аргумент – когда вам говорят, что эффективность прибора доказана патентами. Это ерунда. Эффективность доказывается научными исследованиями, проведенными по определенным критериям. Патент лишь доказывает, что вы первым придумали какую-то вещь, которая может и не работать.
– Бывает, что врач назначает лекарство, а в аптеке вам предлагают другие препараты с тем же действующим веществом, но гораздо дешевле. Почему так происходит?
– Есть оригинальные препараты, на разработку и испытания которых фармкомпании потратили много времени и денег. После того как инновационный препарат вышел на рынок, какое-то время он защищен патентом. Это значит, что другие компании не имеют права выпускать такой препарат. После истечения срока патента любая фирма, которая освоит технологию производства этого лекарства, имеет право его делать и выпускать на рынок. Так появляются аналоги лекарственных средств, или, как их еще называют, дженерики. Они, как правило, дешевле, так как фирме не нужно изобретать лекарства и проводить все испытания.
Самое важное, что нужно понимать, – оригиналы и дженерики не всегда идентичны. Да, действующее вещество там то же, и работает оно точно так же. Но лекарства – это многокомпонентная вещь, которая состоит не только из действующего вещества. Мало получить нужную молекулу, нужно еще повторить все вспомогательные вещества. А они могут быть защищены отдельными патентами. Плюс ко всему другая компания не знает, какой технологический цикл использовался при производстве оригинала, а от технологии зависит чистота полученного вещества. Чем чище вещество, тем меньше побочных эффектов – просто потому, что там нет посторонних добавок. Плюс, дженериковые компании, как правило, не очень состоятельные. И некоторые из них неоднократно ловили на подделке клинических исследований, которые призваны доказать, что терапевтическая эффективность аналогов такая же, как у оригинальных препаратов.
– Значит, дешевые аналоги назначенного препарата лучше не использовать?
– Бывают аналоги, которые для решения конкретной проблемы у конкретного человека сработают даже лучше. Но выбор конкретного препарата – компетенция и ответственность врача, а не пациента. Если вы приходите в аптеку и вам фармацевт предлагает аналоги, не ведитесь. Есть шанс, что вам предлагают не из бескорыстных побуждений: фармпредставителей, которые ездят по аптекам, никто не отменял. А если ваш доктор назначает вам очень дорогое лечение, поинтересуйтесь, зачем он это делает. Не исключено, что он просто знает: для этой когорты пациентов именно этот препарат будет действовать, а большинство дженериков не сработает. Но если вы попросите, грамотный и финансово незаинтересованный врач обычно сможет предложить вам не один вариант препарата, а два-три по разным ценам
Еще один момент, на который надо обращать внимание, – хороший дженерик не может быть в 10 раз дешевле оригинала. Допустимая разница в цене – 50% максимум.
– Многие не любят лекарства и предпочитают пить БАДы для поддержания организма. Насколько эффективны биодобавки и можно ли их отнести к лекарствам?
– Биодобавки – это не лекарства и даже близко не медицина. Этот сегмент даже регулируется Роспотребнадзором, а не Росздравнадзором. То есть БАДами не лечатся, их едят. Более того, во всей документации указано, что биодобавки обязаны не оказывать выраженного физиологического эффекта. Если он у них есть, такие препараты нужно переводить в разряд лекарств, проводить испытания, регистрировать. Но случаи перехода БАДов в разряд лекарств можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем переходили они во вспомогательные группы типа адаптогенов (препараты, способные повышать сопротивляемость организма вредным воздействиям. – Прим. РИА «Воронеж»). Не было такого, чтобы БАД вдруг перевели в разряд антибиотиков или жаропонижающих.
Требования к биодобавкам гораздо демократичнее, чем к лекарствам. Их проще зарегистрировать. Главное, чтобы не было радиоактивных веществ, патогенных микробов и токсических доз каких-то веществ. Один раз контрольную партию сдали на анализ – если соответствует требованиям, все, выпускайте хоть до посинения. И никаких внезапных проверок, как это постоянно бывает с лекарствами. Поэтому БАДы так любят производить. Но тут есть засада. Как я уже сказал, по руководящим документам биодобавки не должны работать. Но если вы будете продавать то, что не работает, это не будут покупать. Поэтому и у нас, и за рубежом распространена практика подмешивания в БАДы действующих веществ из лекарств. Естественно, это делается скрытно.
Когда токсикологи начинают исследовать биодобавки, часто выясняется масса интересного. К примеру, в БАДах для похудения можно найти мочегонные или слабительные, и это в лучшем случае. В худшем там могут оказываться вещества из группы метамфетаминов. Такие случаи были. В спортивные БАДы часто добавляют тестостерон и другие мужские половые гормоны. Причем дозы иногда кратно превышают разрешенные суточные и нередко оказываются токсичными. Так что человек пытается оздоровиться, а рискует отравиться.
Ирина Преснякова
источник : riavrn.ru