Только недавно отгремел всероссийский скандал с закупкой томографов, который президент Медведев назвал «хамским воровством бюджетных денег». Было возбуждено более 130 уголовных дел, на скамью подсудимых отправились высокопоставленные чиновники Минздрава. Но этот горький опыт никого ничему не научил.
Скандальная история, похоже, будет иметь продолжение в Петербурге — на этот раз речь идет о приобретении партии рентгеновских установок для городских поликлиник в рамках нацпроекта «Модернизация здравоохранения». Сумма контракта — почти 800 миллионов рублей! На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по Санкт-Петербургу отменила торги на закупку рентгеновских аппаратов. Выяснилось, что конкурс был профанацией и проводился в интересах питерского завода «Электрон».
Особой пикантности этому факту придает то, что за день до отмены торгов «Электрон» заключил партнерское соглашение по производству медоборудования со знаменитым государственным оборонным концерном «Алмаз-Антей», в котором, похоже еще не знают, «с кем связались». На предприятии ведут бизнес по весьма специфическим правилам, используя методическое пособие, которое правильнее назвать «инструкцией по даче взятки»! Журналистское расследование «МК» в Питере» показало, что интрига с закупками рентгеновских установок может перечеркнуть всю нынешнюю систему госзакупок в медицине.
«Игра в конкурсы»
Завод «Электрон» считается производителем отечественной медтехники, в основном рентгеновских аппаратов. Его директор Александр Элинсон с гордостью заявляет, что выпускает высококлассное оборудование, не уступающее мировым аналогам. А с таким партнером, как «Алмаз-Антей», планы становятся еще более амбициозными. Как сказано в пресс-релизе нового предприятия «Антей-Мед», основные его цели — это «создание и вывод на рынок широкой линейки высококачественного диагностического оборудования российского производства и общее оздоровление ситуации в российской медицинской промышленности».
На фоне того, как сейчас в Петербурге устроили конкурс на закупку 55 рентгеновских установок для 46 городских поликлиник, эти цели кажутся чистым издевательством.
Важную миссию организовать торги доверили больнице № 40 Курортного района. В ней собрали заявки со всех городских поликлиник и выдали техзадание, вывесив его на сайте госзаказа. Но по какой-то странной причине все технические параметры, отмеченные в конкурсной документации, четко указывали только на одного производителя медтехники — завод «Электрон». Всех остальных поставщиков, включая отечественные и иностранные компании, из «игры» за многомиллионный госзаказ автоматически вывели.
Новые технологии для бабушек
Параметров, «заточенных» исключительно под «Электрон», в техзадании наберется не меньше тридцати! К примеру, заказчик торгов требует от поставщиков рентгеновские установки с ПЗС-матрицей — морально устаревшей технологией, применявшейся в 90-е годы. Сейчас во всем мире используются цифровые твердотельные детекторы, позволяющие получать высококачественное изображение. ПЗС-матрицу за границей просто не выпускают — это все равно что ехать на телеге по скоростному автобану. Но «Электрон» ПЗС-матрицу производит. И этим все сказано.
— ПЗС-матрицы рентгенологи очень любят, потому что они более надежны, чем детекторы. Если детектор упадет и разобьется, то все.... А у нас бабушки работают в рентгенологии, — явно волнуясь, пытался защитить на комиссии ФАС продукцию «Электрона» главный рентгенолог Петербурга Геннадий Труфанов (недавно проходил по нашумевшему делу о закупках томографов, в котором обвиняется его бывший начальник — экс-глава ВМА Александр Белевитин. — Ред.). И тут же неожиданно шел на попятную: — Но Совет по лучевой диагностике не имеет ничего против того, чтобы использовался детектор, потому что он действительно дает лучшее качество.
Тайна переписки
— В городе много оборудования «Электрона». Более того, его много в России, — расписывал достоинства отечественного производителя и Александр Кужель, замруководителя регионального Фонда обязательного медицинского страхования, финансирующего госзакупку рентгеновских аппаратов. — Этот завод поставлял оборудование в рамках нацпроектов. Это конкурентоспособная организация, которая имеет сервис-центр в Петербурге, то есть любой врач-рентгенолог, у которого сломался аппарат, звонит и через час к нему приезжает техник. Поэтому предпочтения во многом так и формируются…
Александр Кужель лукавит. На самом деле врачи стонут от проблем с продукцией «Электрона». Уже не одну заявку на завод отправил главврач питерской поликлиники № 87 Николаев с просьбой обратить внимание на «безответственную работу сервисной службы». У городской больницы № 36 — единственного стационара в Кронштадтском районе — те же проблемы. С момента ввода в эксплуатацию в 2008 году рентгеновская установка от «Электрона» выходила из строя 24 раза! «На его ремонт больницей затрачены бюджетные средства на общую сумму 469 790 рублей (без учета ежемесячного технического обслуживания)», — пишет в официальном письме гендиректору «Электрона» Элинсону замглавы администрации Кронштадтского района Самохина.
Таких примеров много. Но главврачи лечебных учреждений и специалисты по лучевой диагностике так крепко связаны неформальным обетом молчания, что готовы пока «свидетельствовать» только в приватных беседах.
Кроме того, на комиссии ФАС выяснилось, что предел финансирования, который предусмотрен для закупки 55 рентгеновских установок, на 40 (!) процентов превышает существующие рыночные цены. Понятно, что в конкурсе, в котором участвует всего один поставщик, ни о каком снижении цен не может быть и речи. Не будет же «Электрон» конкурировать сам с собой. Заявлена на торгах сумма почти в 800 миллионов — она и пройдет, ни рубля меньше.
Таким образом, истинный заказчик торгов стал настолько очевидным для антимонопольного ведомства, что решение было категоричным: торги не только отменить, но еще и возбудить административное дело по выявленным нарушениям.
Питерские больницы тоже в доле?
Сотрудники «Электрона», надо отдать им должное, с педантичной точностью ведут учет всех доходов и расходов торгов. Благодаря этому мы знаем, например, сколько заработал отечественный производитель только за один месяц (в минувшем феврале) благодаря системе госзакупок.
Итак, всего поступило (со всей страны) на закупку рентгеновских аппаратов — 515 миллионов 187 тысяч 538 рубля.
Осталось на «Электроне» — 490 миллионов 682 тысячи 50 рублей.
В том числе обязательств — 107 миллионов 543 тысячи 950 рублей.
«Обязательства», как объяснили «МК» в Питере» эксперты, это те самые знаменитые откаты. Они составляют от 15 до 30 процентов от суммы закупки! В черной бухгалтерии «Электрона» значатся и питерские больницы (с номерами контрактов и суммой сделок, так что эту информацию легко проверить):
— НИИ скорой помощи им. Джанелидзе (директор Багненко) получил «обязательств» на сумму 4 миллиона 928 тысяч рублей.
— Больница Святой Преподобномученицы Елизаветы (главврач Тайц) — 1 миллион 960 тысяч рублей по одному контракту и 3 миллиона 605 тысяч по другому.
— Детская городская больница № 1 (главврач Каган) — один миллион 4 тысячи 100 рублей.
— Мариинская больница (главврач Емельянов) — 19 миллионов 691 тысячу 360 рублей.
— Александровская больница (главврач Козлов) — 8 миллионов 755 тысяч рублей.
Этот список длинный... В нем ведущие городские больницы, известные врачи. И это только данные за один месяц — февраль 2012 года!
А «отечественный производитель»-то голый!
Главная гордость завода «Электрон» — отечественное производство. Под этим флагом предприятие участвует в нацпроекте «Модернизация здравоохранения». Считается, что только такие отечественные производители, как «Электрон», могут спасти российскую медицину. По словам директора «Электрона» Александра Элинсона, в 2012 году планируется в 2 раза увеличить объем производства до более чем 800 единиц рентгеновской техники.
«Оборудование, подобное тому, что производит «Электрон», позволяет полноценно воплотить в России мировые тенденции в области диагностики и лечения и, главное, делает их доступными для российских пациентов», — пиарил продукцию «Электрона» на недавней пресс-конференции «Модернизация здравоохранения: итоги 2011 года и перспективы» директор Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. Джанелидзе Сергей Багненко, замначальника штаба Путина на президентских выборах, а с недавних пор полноправный партнер «Электрона». Но знает ли уважаемый профессор, что так называемые отечественные аппараты «Электрона» собираются из импортных деталей?
Вот паспорт сделки № 11-06-05 от 3 июня 2011 года. Судя по содержанию — черновик, потом его перепишут набело, убрав всю «лишнюю» информацию. Итак, аппарат палатный рентгенографический продан по сертификатам ЗАО «НИПК «Электрон» городской больнице № 2 города Новотроицка Оренбургской области. В документе в приказной форме содержится напоминание: «На корпус штатива приклеить вместо штатной (итальянской) маркировки «электроновскую». «Сопутствующую документацию на английском языке изъять! — звучит там же грозная команда. — Маркировка внешней упаковки от «Электрона!». Утвердил этот разоблачающий документ коммерческий директор завода Захаров А. В.
А вот еще один любопытный паспорт сделки — № 11-11-33 от 29 ноября 2011 года. В нем уже фигурирует диагностический рентгеновский комплекс на 2 рабочих места, который должен быть поставлен в Нижний Новгород. «Обращаем особое внимание, — пишет автор заявки Ершова Е. Л. — В требованиях на аппарат максимальный вес пациента на стол (должен составлять. — Ред.) 150 кг. У нас 135 кг. В технической документации на аппарат должен стоять параметр 150 кг». Происходит неприкрытый мухлеж — подменяются технические характеристики, переклеиваются ярлыки...
— Мы прекрасно понимаем, что отечественные производители собирают технику из импортных комплектующих, — признался страховой чиновник Александр Кужель на совещании в ФАС.
Выходит, все понимают, что на самом деле производит «Электрон». Но в таком случае зачем делать громкие заявлении об отечественном производителе? Директор завода Александр Элинсон не любит общаться с прессой. Но, видимо, все-таки пришло время ответить на накопившиеся вопросы.
источник : doctorpiter.ru