Интернет-журнал "Медпульс" взял эксклюзивный комментарий по этому вопросу у президента "Лиги защитников пациентов" Александра Владимировича Саверского.
- Прокомментируйте создание специальных отделов для расследования врачебных ошибок в структуре Следственного Комитета.
А.С. - Рост жалоб увеличился с 2-3 до 6 тысяч, т.е. в три раза за последние 5 лет. Но на самом деле это капля в море, потому что дефектов те же страховые компании выявляют миллионы, ну 10% - это комплимент системе. Допустим, у нас 10% всего дефектов в медицинской помощи, хотя патологоанатомы говорили 10 лет назад про 20-25% расхождений прижизненных посмертных диагнозов. Хотя академики говорят, что 30% неправильно поставленных диагнозов, не приводящих к смерти вообще. Поэтому цифры сильно отличаются от того, что есть у следственного комитета.
Тем не менее вдруг решили заметить проблему и начать наконец с ней работать. Но проблема в том, что момент выбран, мягко говоря, очень неудачный. Потому что, если 10 лет назад как-то все было достаточно тихо и спокойно, не хорошо, но спокойно, и профессиональное сообщество врачей было в латентном состоянии, агрессии не было никакой. Сейчас ситуация очень тяжелая, очень много агрессии, нападений в разной форме со стороны пациентов на врачей.
Также очень много конфликтов, и падение доверия: по данным ВЦИОМ рост недоверия составил с 36 до 55% за два года (с 2015 по 2017 год). Это просто крах доверия к врачам. И в этой ситуации вселение работы следственного комитета хуже, потому что уголовный кодекс не знает других профессий с неосторожными формами вины. Фактически речь идет о том, что эта форма вины резюмирует виновность, то есть мы резюмируем, что врачи виноваты всегда. Это вообще дичь абсолютная, глупость. Это происходит потому, что идет совпадение действий врача: сфера жизни и здоровья, сфера уголовного кодекса и сфера действия болезни одновременно.
Как только пациенту становится плохо, сразу есть основание подозревать, что виноват врач. Но это же уголовная ответственность, а эти люди нам должны вообще помогать. И получилось так, что из-за действий уголовного кодекса у нас врач не извиняется. А на самом деле виноват как раз уголовный кодекс в том, что врач извиниться не может. Если он извинился, он признал уголовную вину. Отсюда и масштаб проблемы. Это приводит к тому, что вся отрасль не выявляет ошибок, не анализирует их и не исправляет. Более того, у врачей появляются такие признаки криминального поведения - мы пишем карту для прокурора. Простите, что уголовники что-ли? Или убегание от родственников пациентов, когда что-то случилось, а такое бывает часто, выкрики - идите в суд, все равно ничего не докажете. Это все на самом деле совершенно ненормальное поведение врачей. Но связано с тем, что у нас существует презумпция уголовной вины врача. И пока она остается, мы будем иметь ухудшение микроклимата в системе здравоохранения.
Но надо еще иметь ввиду, что в УК есть статья "невиновное причинение вреда", 28-я, которая говорит о том, что вина наступает, если объект осознавал или должен был осознавать общественную опасность своего деяния. Но врач разве изначально должен понимать, что действует опасно? Он из всех вариантов выбирает, ну мы так надеемся, наилучший для пациента. А тут получается, что мы изначально подозреваем его в том, что он опять выбирает какой-то опасный вариант.
Поскольку врач действует в состоянии предположения, сомнений в том, что происходит с человеком, какой у него диагноз, что ему поможет, то да, это сфера предположений и многовариантности событий. И применять к этому уголовный кодекс мы не можем, потому что даже в соответствии с конституцией сомнения трактуются в пользу обвиняемого, а суд исследует его виновность и основывается на предположениях. То есть, следственный комитет вообще не имеет право применять к профессии эти нормы.
Но что же делать? Ведь проблема есть. Чтобы кто-то сказал, что вина есть. Это достигается совершенно другим способом, как раз введением административной ответственности, которая очень органична для России и для решения таких проблем. Для этого есть Росздравнадзор, у которого должны быть полномочия, эта функция и они должны иметь букет нарушений административных от штрафов до лишения права заниматься медицинской деятельностью виновного врача.
Беседовала Лада Коротун
источник : www.medpulse.ru