Главной темой обсуждения на VIII Всероссийском конгрессе «Право на лекарство», организованном общественной организацией «Лига защитников пациентов», была необходимость принятия закона «О лекарственном обеспечении граждан РФ». Корреспондент портала «ЛекОбоз» узнал, почему такой закон нужен всем нам, в личной беседе с президентом «Лиги защитников пациентов», экспертом РАН, членом Экспертного совета при Правительстве России Александром Саверским.
Где взять деньги?
– Александр Владимирович, «Лига защитников пациентов», которую вы возглавляете, считает, что если у нас будет закон о лекарственном обеспечении граждан России, пациенты смогут получать лекарства бесплатно, в рамках ОМС, не только при больничном лечении, но и при амбулаторном тоже. Это потребует дополнительных денег. Готово ли государство их выделить? И есть ли у него на это деньги?
– У многих этот вопрос возникает. Все разговоры о том, что здравоохранение – это черная дыра, как однажды сказала Председатель совета федерации Валентина Матвиенко, куда, сколько ни дай, все мало, идут от того, что никто не попробовал посчитать, какой экономический эффект можно получить от бесплатного обеспечения всех больных лекарствами. Департамент здравоохранения Белгородской области провел такой эксперимент: больные начали получать кардиологические препараты бесплатно. Эксперимент шел в ряде районов области в течение двух лет. В результате число вызовов скорой помощи там упало процентов на 20, сократилось число госпитализаций, меньше стало инсультов, инфарктов... Если верить, что лекарства лечат, то эти эффекты и должны быть. Мы предложили Минздраву и ФОМСу провести такие же эксперименты и самим обсчитать эффективность бесплатного обеспечения амбулаторных больных лекарствами в рамках ОМС. Прошел год, никаких подсчетов сделано не было.
Где взять на лекарства деньги? Наше предложение — инвестировать постепенно: сначала обеспечить лекарствами всех больных в кардиологии, потом пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы... Надо создать такую спираль ввода бесплатного обеспечения лекарствами. И деньги, которые будут высвобождаться в ОМС, в Фонде социального страхования по больничным листам, в Пенсионном фонде по инвалидным выплатам, опять направлять на обеспечение лекарствами.
Недавно на совещании у Президента прозвучала цифра: 380 млрд рублей выделяется на лекарства. Эта цифра уже близка к той, которую называла директор Департамента лекарственного обеспечения Минздрава РФ Е.А. Максимкина: 550 млрд рублей в год потребуется на закупку лекарств по всему перечню ЖНВЛП. Если 380 млрд уже имеются, то оставшиеся 170 млрд – не такая большая сумма, при том, что государственные расходы здравоохранения на 2018 год составили 3,8 триллиона рублей.
Вложение в экономику
– Ну да, часть денег, которая идет на госпитализацию и выплаты по инвалидности, перетечет в статью расходов на лекарства. Если болезнь лечить и не доводить до обострения, то и госпитализация не понадобится...
– Да, за этим стоит экономика. Мне говорят, деньги не у Минздрава, их не дают Минфин и Минэкономразвития. Но я ни разу не слышал от Минздрава, чтобы он представил экономический расчет, подобный тому, о котором я говорю. Люди должны понять: лекарства – это сфера инвестиционных вложений, а не черная дыра. Дело Минздрава объяснять, что эти деньги мы вкладываем в здоровье, а здоровье населения – это основа экономики всего государства, потому что больные люди экономику не сделают. За счет вложений в здравоохранение мы получаем увеличение трудодней, а не сокращение.
Но пока Минздрав не научится считать, мы так и будем ходить с протянутой рукой, и слышать, что денег нет. Хотя они есть. Приведу цифры: по данным Росстата в здравоохранении работает 4 млн человек. Из них 2 млн – не медики. Вдумайтесь: вот, например, реальная больница в Удмуртии, где штатная численность – 2 400 человек, из них 1200 – не медики. Кто они такие? Это что, 100 бухгалтеров, 100 поваров, 100 электриков? Это государственная больница. Начинаешь разговаривать с частниками, сколько в медучреждении должно быть не медиков? Отвечают, у нас реально 10%. Вот ресурс! А у нас при оптимизации сокращали как раз врачей, младший медперсонал, а не медиков не тронули.
Согласно Конституции
– В одном интервью вы говорили, что бесплатное обеспечение лекарствами в амбулаторном звене у нас гарантировано Конституцией. Поясните, пожалуйста.
– В Конституции говорится, что медицинская помощь у нас – бесплатная. А что это за помощь в сегодняшнем мире без лекарств?
Понятие медицинской помощи раскрывается через стандарт медицинской помощи. Если вы посмотрите Статью 37 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то увидите, что в структуру стандарта входит обеспечение лекарствами. И если вы откроете стандарты первичной медико-санитарной помощи, то есть амбулаторной, вы и там увидите обеспечение лекарствами.
Таким образом, если поликлиника не обеспечивает человека лекарством, она нарушает стандарт и закон. Более того, оказывается, в п.п. 4 и 7 ст. 35 Федерального закона №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» написано, что тариф ОМС тоже содержит в себе лекарства! И не указана дифференциация – стационарно или амбулаторно, льготно. Просто – все необходимые лекарства по стандарту. Тарифы и стандарты являются основой для расчета базовой программы госгарантий. Все, чего нет в стандарте, назначается, согласно Статье 37 Закона №323-ФЗ, по решению врачебной комиссии.
Получается, что у меня весь круг лекарств должен быть бесплатным уже сейчас. И, в принципе, мне не нужен никакой новый закон.
В этом году из-за того, что государственные и муниципальные учреждения стали выполнять указы Президента по повышению зарплат врачам, в то время как денег в отрасли сильно не прибавилось, для лечебных учреждений это повышение оказалось серьезным финансовым ударом. Одновременно стало нарастать число жалоб по лекарствам. Е.А. Тельнова, бывший руководитель Росздравнадзора, на нашем конгрессе назвала такие цифры: число необеспеченных рецептов за полгода выросло по стране в три раза с 300 до 900 тысяч. Это очень серьезная тенденция, мы ее видим, к нам в Лигу поступает много жалоб. Причем, это только те рецепты, которые были выписаны и предъявлены, а мы точно знаем, что врачам велят не выписывать лекарств, которых нет в аптеке, работающей с льготными рецептами. Информационная система электронной выписки лекарств не позволяет выписывать лекарство, которого нет в аптеке. Раньше это касалось только дорогостоящих препаратов, орфанных и онкологических, а сейчас и многих других. Саратовская история со смертью 28-летней женщины с диабетом это показала.
Нужна централизация
– Как вы видите решение этого вопроса?
– Нужен закон о лекарственном обеспечении. Почему нельзя удовлетвориться той логикой, о которой я говорю, просто признать ее? Проблема в том, что у нас сегодня даже льготники оказались в ситуации, когда не могут получить лекарство по своей льготе. 80% из них от своего права на льготное получение лекарства отказываются, а берут деньги, потому что это право обременено кучей разных условий. Есть ли препарат в стандарте лечения, есть ли он в перечнях ЖНВП и ОНЛС (Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ)? Зарегистрирована ли цена на препарат? На все лекарства, входящие в перечень ЖНВП, должна быть зарегистрирована цена. Проведены ли торги именно по тому наименованию и форме выпуска, которое нужно пациенту, а не самое дешевое по МНН? Выписал ли врач рецепт? Есть ли лекарство в аптеке? То есть существует масса условий, от выполнения которых зависит, получит льготник лекарства или нет. Торг вокруг льготных лекарств, который идет практически с каждым пациентом в регионах, причем, торг совершенно безобразный, приводит к тому, что субъект федерации в попытке экономить начинает судиться, воевать со своими же гражданами. И для того чтобы очистить право пациента от всех этих условий, нужен механизм, как это должно происходить. Понятно, что выписать рецепт врач должен, а все остальное – зарегистрирована ли цена на препарат, есть ли лекарство в стандартах лечения, есть ли оно в перечнях – это все пациента не касается. Не должно право пациента на лечение зависеть от кучи бюрократических условий. Это не просто право, а жизнь человека, его здоровье и экономика страны, если смотреть дальше.
Еще один важный элемент — это централизация лекарственного обеспечения. Сейчас у нас основную часть льготников лекарствами обеспечивают субъекты федерации. У регионов разное экономическое положение, и от этого –разные возможности в обеспечении льготных пациентов лекарствами. В регионах разные стандарты, разные цены, они могут в 59 раз отличаться! Как это может быть? Мы построили 85 разных систем здравоохранения, и эта децентрализация продолжается.
Мы должны сделать так, чтобы обязанность обеспечения населения лекарствами находилась в федеральном центре, а субъект федерации был бы на стороне пациента. Он будет мониторировать жалобы и вместе с пациентами доносить информацию о том, что нужно, как меняется обстановка... Наша задача – сделать власти региона союзником пациента, сегодня у пациента союзника нет.
Планы на будущее
– Вашу инициативу – принятие закона о лекарственном обеспечении граждан – поддержали более 200 тысяч человек. Что вы теперь будете делать? Куда обратитесь?
– На конгрессе мы приняли концепцию лекарственного обеспечения и отправили ее вместе с петицией, подписанной гражданами, в органы власти: президенту, премьер-министру, в Минздрав, в Госдуму. Получена первая реакция. Правительство запросило мнение Минздрава, Минфина и Минэка – это очень хорошо, пусть финансовый блок подумает о том, что здоровье – это экономика. Приятно и то, что Управление Президента РФ по работе обращениями граждан и организаций не отослало все в Минздрав, а запросило у него материалы по данному вопросу себе. Это – обнадеживает. Ждем ответов до начала февраля.
И сядем писать проект закона. К следующему конгрессу – к апрелю или к маю 2019 года, пока еще не решили, когда он пройдет, – проект закона планируем представить.
Марина Славина
источник : lekoboz.ru