Разнарядка на виды помощи сложилась исходя из финансовых средств ОМС и бюджета и является отражением состояния здравоохранения в регионе.
Надежда россиян на бесплатное оказание медицинских услуг как одного из социальных благ времён социализма, видимо, умрёт одной из последних. Правительство РФ утвердило в декабре 2018 года Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее Программа), в которой «бесплатность» представлена в определённых цифрах.
Если в статье 41 Конституции РФ сказано, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно», то в Программе это конституционное право приобретает несколько иной оттенок. Там сказано, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объёме без взимания платы в соответствии с Программой. И трудно судить, то ли это поправка к Конституции, то ли творчество органов власти, продиктованное финансовой безысходностью. Другими словами, право‑то есть, но в определенных объёмах, утверждённых Правительством и региональными властями. И вот почему…
По ком звонят нормативы?
Если доверять подсчётам одного из Интернет-источников, в 2019 году по полису ОМС лечить в стационаре будут каждого 16-го россиянина, а на бюджетные деньги только 1 из 250. А основаны они на нормативных цифрах объёма медицинской помощи по видам, условиям и формам её оказания, которые «определяются в единицах объёма в расчёте на одного жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — в расчёте на одно застрахованное лицо».
Например, каждый застрахованный в системе ОМС россиянин имеет право 0,3 раза в год вызвать скорую, 2,35 раза сходить в поликлинику на профилактический осмотр и 1,98 раза посетить поликлинику по поводу заболевания. По полису ОМС на одного россиянина в условиях дневного стационара предусмотрено лишь 0,06 курса лечения. В круглосуточном стационаре по полису ОМС пролечат один раз каждого шестого, причём каждому на год будет выделено 0,058 койко-дня. То есть один койко-день придётся на три госпитализации.
Объём высокотехнологичной помощи (ВМП), которая финансируется не по ОМС, а из бюджета, составит 0,006 случая. То есть на ВМП в наступившем году может рассчитывать один из 150 жителей.
Нет нужды останавливаться на каждой цифре, ведь эта математическая казуистика с сотыми и тысячными долями нужна для финансово-экономических расчётов, и любой может заглянуть в Программу, имеющуюся в свободном доступе. Несомненно одно – на всех денег не хватит. «Богатенькие Буратинки», долларовые миллионеры, число коих в России, по данным статистики, с 2017 года с 132 тыс. выросло до 172 тыс., смогут позволить себе коммерческую медицину, в том числе и зарубежную. А как быть остальным?
Широкие полномочия субъектов РФ
В Программе сказано, что свои нормативы устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании среднероссийских, предусмотренных Программой. Всё зависит от этапов оказания медпомощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов. Причём допускаются нормативы ниже средних, если уровень заболеваемости в регионе более низкий по сравнению со среднероссийским.
В Белгородской области Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи была принята ещё в 2017 году и до 2019 года включительно. Для сравнения возьмём областные нормативы по ОМС. Скорую можно вызвать 0,3 раза в год на каждого жителя, 2,4 раза в год можно прийти в медучреждение с профилактической или иной целью. В связи с заболеваниями можно обратиться в больницу 1,98 раза. В дневных стационарах предусмотрено 0,06 случая лечения на одно застрахованное лицо. Специализированная помощь в стационаре по ОМС может быть оказана в 0,17233 случая. Предусмотрен и норматив высокотехнологичной помощи – 0,0027 случая госпитализации.
Даже не углубляясь в самую суть, можно понять, что областные нормативы практически соответствуют федеральным. Но как быть, если кому‑то придётся в год обратиться с заболеванием более двух раз или лечиться в дневном стационаре более 0,06 раза? Успокаивает мысль о том, что их полечат за счёт тех, кто за год ни разу не пришёл в лечебное учреждение, но исправно платит страховые взносы. Или превысил норматив – плати?
Кроме того, в Территориальной программе, помимо прочего, прописаны сроки ожидания. Первичную помощь, например, ждём два часа, врач по вызову должен прийти в течение четырёх часов. Участковый терапевт имеет право принять вас не позднее 24 часов с момента обращения в медучреждение. Лечения в стационаре ожидаем не более 30 дней, а в течение 14 дней пациентам должны провести диагностические и лабораторные исследования, так же как и проконсультировать узкие специалисты. В течение месяца должны быть проведены в плановой форме компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и т. п. Может, эти сроки и разумны. Но с большим трудом можно представить себе ожидание обычного приёма у двери кабинета семейного врача в течение суток! И известно о прецеденте, когда больной, не дождавшись госпитализации в течение месяца, скончался. Но есть и другой момент: ожидать, скажем обследования УЗИ «бесплатник» будет 14 дней, а, оплатив процедуру в кассе, пройдёт её незамедлительно и у того же специалиста.
От бесплатного до платного – один шаг
Есть специальные разделы федеральной Программы, регламентирующие, что «за так», и что за деньги. Бесплатными будут только лекарства, включённые в «перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», все остальные – из вашего кармана.
Также в стационаре вам обязаны предоставить бесплатные компоненты крови и лечебное питание, бесплатное спальное место и транспортировку в другое медучреждение для проведения диагностики в случае необходимости.
О коммерциализации медицины в госучреждениях сказано: «В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию». Но само предложение платных услуг там, где всё должно быть безвозмездно – нонсенс!
И президент «Лиги пациентов», член Экспертного совета при правительстве России Александр Саверский считает такой факт нарушением Конституции. По его словам, раз медпомощь должна оказываться бесплатно, то и никаких «дополнительных платных услуг» быть не может. По его мнению, эта политика нацелена не на защиту прав пациентов, а на легализацию платных услуг в государственных медучреждениях. Соглашаться с этим или нет – личное право каждого.
источник : bel-pobeda.ru