С вступлением в силу нового закона об обязательном медицинском страховании частные медицинские учреждения получили беспрепятственную возможность оказывать помощь в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Но число желающих воспользоваться этим правом сокращается.
По мнению страховщиков, причина в том, что частные лечебные учреждения не имеют права привлекать деньги граждан в рамках ОМС, хотя их расходы на оказание медицинских услуг объективно не "вписываются" в тарифы системы государственного медстрахования. В Территориальном фонде ОМС, однако, убеждены, что софинансирование за счет граждан частных участников программы противоречит ст. 41 Конституции и федеральному законодательству об ОМС.
"Де-юре любое частное медицинское учреждение может войти в ОМС на основе заявления – действует так называемый "заявительный порядок". Но при этом оно обязано работать по тарифам обязательного медицинского страхования, которые существенно ниже объективных реальных тарифов медицинского учреждения. Работать на предлагаемых сегодня условиях невозможно. Это лишено смысла", - констатирует Алексей Кузнецов, генеральный директор СК "Капитал Полис" и председатель Комитета по медицинскому страхованию Союза страховщиков СПб и Северо-Запада. Он характеризует существующую модель как лицемерную: хотите – работайте, не хотите – не работайте, но денег всё равно не получите.
Алексей Кузнецов напоминает, что государственные медицинские учреждения изначально оказываются в выигрышном положении, поскольку имеют минимум два источника доходов: ОМС и бюджет. Между тем "закон об охране здоровья граждан в ст. 82 и 83 прямо предусматривает софинансирование", подчеркивает Алексей Кузнецов и настаивает на "политической воле" для того, чтобы софинансирование частных медицинских учреждений – участников системы ОМС стало реальностью. "В соответствии с законом об охране здоровья граждан должна четко вводиться система софинансирования, когда гражданин, который выбирает негосударственное медицинское учреждение, может прийти и заплатить, но не полную цену, а разницу между тарифом ОМС и реальным тарифом этого медицинского учреждения. В конечном счете, платная медицинская помощь для этого конкретного пациента станет доступнее, т. е. дешевле", - настаивает глава Комитета медицинского страхования Союза страховщиков СПб и Северо-Запада.
По мнению страховщиков, требуется принять новое Положение об оказании платных услуг (действующее было одобрено правительством в 1996 году и, полагают представители страхового сообщества, не соответствует современным реалиям). В случае принятия такого документа "частное медицинское учреждение не будет иметь права своевольно, как сейчас, менять цены, а сможет делать это раз в год по согласованной процедуре - так должно быть обязательно", подчеркнул Алексей Кузнецов.
По сути, страховщики, которые намерены на высоком уровне лоббировать идею софинансирования частных медицинских учреждений – участников ОМС за счет средств пациентов, предлагают негосударственный аналог ныне существующей системы: базовые поликлиники + консультативно-диагностические учреждения + стационары. При этом представители страховых компаний не исключают, что софинансирование может быть введено не только на добровольной, но и на обязательной основе. "Не удивлюсь, если послезавтра нам с вами как работникам предложат что-то доплачивать из зарплаты. Как человек, работающий в системе здравоохранения, я понимаю, что в этом есть смысл. К примеру, работник будет обязан вносить 2% от зарплаты. И я считаю, абсолютно правильно, если государство будет позволять работнику использовать средства ОМС в частной медицине", - заявил Алексей Кузнецов в интервью порталу delovoe.tv.
Председатель Комитета медстрахования Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада подчеркнул: цены на медицинские услуги в России растут и будут расти быстрее, чем инфляция, по объективным причинам. Во-первых, из-за подтягивания в течение 2000-х крайне низкого уровня оплаты труда российских врачей к "более-менее приемлемому». Во-вторых, из-за того, что практически ни одно частное медицинское учреждение не работает на отечественной аппаратуре и расходных материалах. "Вместе с этой аппаратурой мы импортируем, в общем-то, и западные цены", - отметил собеседник портала delovoe.tv. Третья причина – бурный рост арендной платы, замедления которого не предвидится. Однако, подчеркнул Алексей Кузнецов, удорожание медицинских услуг выше индекса инфляции имеет место во всем мире. Единственное, что можно ему противопоставить, - льготные условия для частных медицинских учреждений, и в этом смысле веское слово должно сказать государство.
В Территориальном фонде ОМС Санкт-Петербурга, со своей стороны, с такой позицией страховщиков, работающих в системе дополнительного медицинского страхования не согласны категорически. "Попытка сказать "А вы нам платите больше, чем тарифы, потому что у нас издержки больше" понятна, но она, так скажем, не может быть реализована в рамках российского законодательства", - заявил Геннадий Лопатенков, начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда ОМС по СПб. Он подчеркнул, что хотя в мире прецеденты софинансирования в рамках оказания гарантированной медицинской помощи существуют, это происходит в других системных отношениях, регулируется принципиально иным законодательством и где вид государственных обязательств перед гражданином существенно отличается от российского. "Ведь, говоря о софинансировании, предлагают что? Гражданин, придя в структуру, которая работает в системе ОМС, предъявит полис и еще что-то заплатит. Вот это быть не должно. Потому что все медицинские организации, добровольно входя в систему ОМС, созданную именно для выполнения конституционной гарантии бесплатности медицинской помощи заболевшему, обязуются оказывать бесплатно длдя граждан услуги по единым для всех тарифам в соответствии с едиными федеральными стандартами и порядками медицинской помощи", - подчеркнул Геннадий Лопатенков. По его мнению, в поисках дополнительных доходов стоит обращаться не к пациентапациентам, нуждающимся в государственной медицинской помощи, а к налогоплательщикам. "По данным исследовательского холдинга РОМИР, в среднем 40% получаемой в в России заработной платы идут в "серых" схемах, т. е. без выплаты страховых взносов. Если бы мы представили такое светлое будущее, что наши налогоплательщики все честно платят налоги, как следует по закону, в системе государственной медицинской помощи ситуация была бы намного благополучнее", - сказал представитель Территориального фонда ОМС по СПб. По его мнению, требуется параллельное решение двух проблем: во-первых, необходимо и дальше повышать ставку страховых взносов на ОМС(сегодня это 5,1% от зарплаты, тогда как в Европе – 10% и более). Во-вторых, пора прекращать обманывать "государство и своих близких", не платя налоги.
Что же касается частных медицинских учреждений в системе ОМС, они, по мнению Геннадия Лопатенкова, "пока погоды в здравоохранениине делают". Так, в Петербурге, хотя из 298 медицинских организаций системы ОМС 75 (т. е. каждое четвертое) - частной формы собственности, в объеме всех оказываемых в городе услуг в рамках ОМС их реальный вклад составляет пока лишь около 1%. При этом частные структуры в первую очередь предлагают оказывать высокотехнологичную помощь (экстракорпоральное оплодотворение, сосудистые вмешательства – например, стентирование, стоимость которого в системе ОМС не менее 150 тыс. рублей), но совсем не предлагают то, что реально нужно городу - помощь врачей общей практики и первичный прием врачей-специалистов. Между тем растущий Петербург нуждается прежде всего в развитии именно первичной медико-санитарной, участковой помощи, офисов врачей общей практики в строящихся районах.
ссылка на видео : delovoe.tv