с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Главным риском нацпроекта «Здравоохранение» признана коррупция
11 Февраля 2019 г.

Представители отрасли сомневаются в эффективной реализации ключевых целей национального проекта «Здравоохранение», в том числе снижении смертности, заболеваемости и сокращении дефицита кадров в медучреждениях. Успешному старту госпрограммы, по их мнению, могут помешать недостаточная готовность к ней индустрии, организационные риски и, наконец, коррупция. Такие результаты показал тематический опрос, проведенный на сайте Vademecum.

 

Опрос, посвященный ожиданиям представителей отрасли от стартовавшего в 2019 году нацпроекта «Здравоохранение» с совокупным бюджетом 1,7 трлн рублей, проходил на сайте Vademecum в период с 1 по 4 февраля. В исследовании приняли участие 164 респондента, из которых более 50% – сотрудники государственных и частных клиник, еще 28% – представители компаний, производящих и/или поставляющих фарммедпродукцию, 12,2% – работники научных организаций в сфере здравоохранения. Оставшаяся часть опрошенных (один респондент мог быть задействован в нескольких сферах) пришлась на представителей консалтинга, PR, IT в здравоохранении, а также других отраслей.

Исследование показало, что осведомленность о проекте в отрасли очень высока. Почти 70% опрошенных отметили, что им хорошо известно о госпрограмме, а 27% по крайней мере что-то слышали о ней.

При этом респонденты крайне скептически отозвались о выполнении ключевых целей нацпроекта, таких как повышение доступности медицинской помощи, сокращение дефицита кадров, снижение заболеваемости и смертности. Больше половины респондентов считают, что нацпроект не сможет или вряд ли сможет способствовать решению этих проблем.

Правда, в отношении повышения доступности медицинской помощи и снижения заболеваемости представители фарминдустрии и поставщики медизделий настроены более оптимистично, чем сотрудники клиник, однако на общий подсчет отраслевых настроений их мнение существенного влияния не оказало. Наиболее достижимой целью кажется модернизация медицинских учреждений: 48% сотрудников клиник и 57% представителей фарм- и мединдустрии сочли эту задачу достижимой.

Отраслевой пессимизм объясняется рисками, которые, по мнению респондентов, обязательно затронут нацпроект, и лидирует здесь коррупция. Из всех опрошенных 82% считают, что госпрограмма однозначно столкнется с этой проблемой, 16% указали на ее высокую вероятность и только 2% посчитали, что проект вряд ли будет иметь коррупционную составляющую. Так комментировали респонденты эту главную, по их мнению, опасность для госпрограммы (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены):

«Коррупция Манипуляция статистикой», «Коррупция и воровство все погубят», «Коррупция будет препятствовать и погубит проект», «Коррупция и показуха», «Коррупция препятствует, совесть способствует».

Существенными угрозами, по мнению большинства респондентов, являются также недостаточная готовность отрасли к старту программы, низкий уровень и недостаточные компетенции менеджмента. Вот такие комментарии оставляли респонденты в отношении этих угроз:

«Основное препятствие, незнание реального состояния и практического здравоохранения идеологами проекта», «Глупый менеджмент», «Отсутствие реальной заинтересованности в здоровье граждан», «Неквалифицированные кадры в министерствах и ведомствах», «Чиновники не имеют представления о том, что происходит на местах. Живут и думают только с позиции крупных городов», «Некомпетентность руководства на всех уровнях. Слабая база подготовки специалистов», «Делом должны заниматься профессионалы, а не чинуши! Финансы – это здорово... системности и структурированности нет!!!», «Смена руководства министерства здравоохранения на руководителей, имеющих опыт практической работы в должностях зам и главных врачей областных больниц».

Более 70% опрошенных представителей клиник опасаются сложностей с финансированием проекта, которые, по их мнению, могут привести к дефициту средств на продолжение его реализации.

Среди всех составляющих нацпроекта наибольшей критике подвергся приоритетный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» – в его успешную реализацию не верят 74% опрошенных. Представители клиник наиболее скептичны в отношении качества реализации программ по развитию систем оказания медико-санитарной помощи и строительства единого цифрового контура в здравоохранении. IT-составляющая нацпроекта не вдохновляет и участников фармрынка и индустрии медизделий, хотя в отношении других мероприятий программы представители этих сегментов рынка настроены более оптимистичны (средняя оценка 3 из 5).

Половина опрошенных считает, что успешной реализации нацпроекта могли бы способствовать концентрация финансирования медпомощи и повышение тарифов ОМС, еще один эффективный механизм – привлечение частных инвестиций в обмен на гарантии госзаказа (на него указали 23% респондентов).

 

«Риски национального проекта «Здравоохранение» связаны с тем, что он не решает проблему дефицита Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. В ситуации, когда тарифы ОМС убыточны (ниже фактической себестоимости медицинских услуг, не включают в себя амортизационные отчисления и не покрывают обслуживание и ремонт оборудования), закономерный результат масштабных инвестиций в новые технологические мощности – «оптимизация», увольнения врачей и сокращение больниц. Именно это получилось после программы модернизации здравоохранения 2011-2012 годов и развития центров высокотехнологичной медицины, за амортизацию, обслуживание и ремонт которых не платит ни ОМС, ни бюджет. Поэтому, чтобы благие намерения национального проекта «Здравоохранение» пошли на пользу нашей медицине, а не обернулись новой «оптимизацией», нужно решать проблему дефицита Программы государственных гарантий. Проверенный мировой практикой путь - превращение системы ОМС в настоящее социальное страхование, которое консолидирует бюджетные и внебюджетные источники финансирования медицинской помощи населению: расходы государства, солидарные взносы работников и работодателей и соплатежи пациентов, интегрированные с тарифами ОМС и клиническими рекомендациями».

Владимир Гришин, первый директор ФФОМС, Андрей Рагозин, независимый эксперт.

Владимир Жаров

 


источник :  vademec.ru

вернуться в раздел новостей