С 2007-го года во всей Европе отмечается Европейский день прав пациентов
А чтобы обеспечить высокий уровень защиты здоровья человека и высокий уровень обслуживания в медицинских учреждениях Европы, еще в 2002-м году была подготовлена Европейская хартия прав пациентов
В ней определены 14 основных прав КАЖДОГО человека, поэтому их необходимо признать и соблюдать в каждом государстве. Права связаны с обязанностями и ответственностью, которую необходимо брать на себя пациентам и лицам, предоставляющим медицинские услуги.
1 Право на профилактические меры. Каждый человек имеет право на соответствующие услуги, чтобы предупредить заболевание.
Службы здравоохранения обязаны просвещать население, обеспечивать бесплатные медицинские процедуры для групп риска среди населения и распространять результаты научных-технических исследований.
2 Право на доступность. Каждый имеет право на необходимые ему медицинские услуги. Медицинские службы должны гарантировать равную доступность для всех без дискриминации по финансовым ресурсам, месту проживания, виду заболевания или времени обращения за помощью.
Человек, который нуждается в лечении, но не может оплатить его стоимость, имеет право на бесплатное медицинское обслуживание. Каждый человек имеет право на соответствующее обслуживание, независимо от медучреждения. И каждый (даже не имея регистрации по месту жительства), имеет право на получение неотложной или необходимой амбулаторной и стационарной помощи. Лицо, страдающее редким заболеванием, имеет такое же право на получение лечения и медпрепаратов, что и лицо с распространенным заболеванием.
3 Право на информацию. Каждый имеет право на получение любого рода информации о своем состоянии здоровья, о медицинских услугах и способах их получения, а также об имеющихся прогресcивных возможностях лечения. Медучреждения и специалисты должны предоставлять пациентам информацию с учетом их религиозных, этнических и языковых особенностей.
Медслужбы обязаны сделать всю информацию легкодоступной путем устранения бюрократических барьеров, обучения медработников, подготовки и распространения информационных материалов. Пациент имеет право ознакомиться со своей медкартой и делать с нее фотокопии, задавать вопросы о ее содержании и требовать исправления неточностей и ошибок.
4 Право на согласие. Каждый имеет право на получение любого рода информации, позволяющей ему/ей активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья; эта информация является обязательным предварительным условием проведения любой процедуры и лечения, включая участие в научных исследованиях.
Медучреждения и специалисты должны предоставлять пациенту всю информацию о методе лечения или предстоящей операции, о возможных рисках, дискомфорте, побочных эффектах и альтернативах – причем заблаговременно (не менее чем за 24 часа), чтобы пациент мог принять активное участие в принятии решений относительно выбора метода лечения.
Медучреждения и специалисты должны предоставлять информацию на известном пациенту языке и в форме, понятной даже не специалисту в данной области.
Если для информированного согласия требуется присутствие законного представителя, пациент (несовершеннолетний либо взрослый, неспособный понять происходящее или выразить свою волю) должен по мере возможности участвовать в принятии касающихся его/ее решений.
Пациент имеет право отказаться от лечения либо медицинского вмешательства и в процессе лечения изменить свое первоначальное решение, а также отказаться от получения информации о состоянии своего здоровья.
5 Право на свободу выбора. На основе адекватной информации каждый имеет право решать, какие диагностические обследования и виды лечения будет проходить, к какому врачу и специалисту, и в какой стационар будет обращаться.
Службы здравоохранения обязаны гарантировать это право, предоставляя пациентам информацию о различных медцентрах и врачах, о результатах их деятельности. Пациент, не доверяющий своему врачу, имеет право выбрать другого врача.
6 Право на приватность и конфиденциальность. Каждый имеет право на конфиденциальность личной информации (в т.ч. о своем состоянии здоровья и предполагаемых диагностических или терапевтических процедурах), а также на защиту своей приватности во время диагностических осмотров, посещений специалистов, при хирургических вмешательствах.
Приватность каждого лица следует уважать и в ходе процедур (диагностических осмотров, посещений медицинских специалистов, применения лекарственных средств и т.д.), которые должны проходить в соответствующей обстановке, в присутствии только тех лиц, чье присутствие обязательно (если пациент не разрешил или не попросил иное).
7 Право на уважение времени пациентов. Каждый имеет право на получение необходимого лечения без промедления, в течение заранее установленного срока.
Медицинские службы обязаны установить фиксированное время ожидания получения тех или иных услуг на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая, а также гарантировать каждому доступность услуг, немедленно записывая пациента в очередь в случае, если она есть.
Каждый имеет право по своему запросу ознакомиться со списком очередников, соблюдая нормы приватности.
В случае, если медицинские службы не могут оказать услуги в пределах установленных сроков, пациенту должна быть гарантирована возможность получить альтернативные услуги аналогичного качества, а расходы, понесенные пациентом в связи с этим, должны быть возмещены.
Врачи должны посвящать пациентам достаточно времени, включая время на предоставление информации.
8 Право на соблюдение стандартов качества. Каждый имеет право на доступность качественного медицинского обслуживания на основе спецификации и в точном соответствии со стандартами качества, установленными в процессе публичных консультаций и подлежащими периодическому пересмотру и обновлению.
Право на качественное медицинское обслуживание требует от медицинских учреждений и специалистов оказания услуг на удовлетворительном уровне технической квалификации, комфорта и личного взаимодействия с пациентом.
9 Право на безопасность. Каждый имеет право на свободу от вреда, причиненного ненадлежащим функционированием систем здравоохранения, халатностью и ошибками медработников, а также право на доступность медицинских услуг и лечебных процедур, соответствующих высоким стандартам безопасности.
Чтобы гарантировать это право, врачи и медслужбы должны вести непрерывный мониторинг факторов риска и обеспечить адекватное обслуживание медицинской аппаратуры и обучение ее операторов. Все специалисты должны в полной мере нести ответственность за все этапы и элементы лечения.
Врачи должны иметь возможность предотвратить риск врачебных ошибок путем отслеживания прецедентов и постоянного повышения своей квалификации.
Медработники, сообщающие вышестоящему начальству и коллегам о существующих рисках, должны быть защищены от возможных негативных последствий.
10 Право на инновации. Каждый имеет право на доступность медицинских инноваций, включая диагностические процедуры, в соответствии с международными стандартами и независимо от экономических или финансовых соображений.
Медслужбы обязаны инициировать и поддерживать научные исследования в области биомедицины, уделяя особое внимание редким заболеваниям.
11 Право на предотвращение по мере возможности страданий и боли. Каждый имеет право по мере возможности избежать страданий и боли на каждом этапе своего заболевания.
Медицинские службы должны взять на себя обязательство принимать все разумные меры в этом направлении — такие, как паллиативное лечение и облегчение доступа пациентам к такому лечению.
12 Право на индивидуальный подход к лечению. Каждый имеет право на диагностику и лечение, максимально адаптированные к его/ее личным потребностям.
Медслужбы должны гарантировать гибкие программы, ориентированные на индивидуальные потребности пациента, принимая меры к тому, чтобы критерии экономической самоокупаемости не преобладали над правом на медицинское обслуживание.
13 Право на подачу жалобы. Каждый в случае причинения ему/ей вреда имеет право жаловаться и получать ответ или иную обратную связь.
Медслужбы должны гарантировать это право, обеспечивая пациентов информацией об их правах, помогая им распознавать нарушения прав и оформлять свои жалобы.
На жалобу в течение установленного срока должен быть предоставлен исчерпывающий письменный ответ руководства соответствующей медслужбы.
Жалобы должны подаваться в установленном порядке при содействии независимых органов и/или гражданских организаций и не могут препятствовать осуществлению пациентом своего права на подачу иска или на использование альтернативных методов урегулирования споров.
14 Право на компенсацию. Каждый имеет право на получение в течение разумно короткого срока достаточной компенсации в случае причинения ему/ей физического либо морального и психологического вреда действиями медицинского учреждения.
Медицинские службы должны гарантировать компенсацию независимо от степени тяжести и причины нанесения вреда (от чрезмерно долгого ожидания своей очереди до случаев халатности или врачебной ошибки), даже если нет возможности с точностью установить ответственных.
источник : www.nasha.lv