На прошлой неделе Владимир Путин внёс на рассмотрение в Госдуму законопроект о наделении Следственного комитета РФ правом проведения собственных медицинских экспертиз (узнать детали). Почему в этом появилась необходимость? И как отреагировала на предложение Президента профсообщество?
Легализовать проведение медицинских экспертиз в СКР, который уже почти два года как проводит исследования на базе собственного Криминалистического центра, по мнению представителей профсообщества, понадобилось для того, чтобы снять вопросы, поступающие от Генпрокуратуры.
В ноябре 2018 года генпрокурор России Юрий Чайка направил письмо на имя Александра Бастрыкина, в котором напомнил, что «сотрудники СКР не могут являться субъектами государственной судебно-экспертной деятельности» (узнать подробности письма) и не имеют право самостоятельно проводить судебно-медицинские экспертизы (СМЭ) по уголовным делам. И вот не прошло и полгода, как Владимир Путин выступил с инициативой о наделении СКР таким правом. При этом представители профсообщества уверены, что законопроект будет принят.
Расследовать врачебные дела будут эффективнее?
Рост количества уголовных дел о врачебных ошибках, приведших к тяжелым последствиям, явилось катализатором появления законопроекта. В СКР уже не раз отмечали, что расследовать ятрогенные преступления сложно и долго, в первую очередь, из-за обязательного производства медэкспертиз.
По мнению юристов, «многие уголовные дела разваливались именно потому, что экспертизы, проведенные в учреждениях Минздрава, не выявляли причинно-следственных связей между действиями медиков и наступлением тяжких последствий». Эту мысль подтверждает и глава СКР Александр Бастрыкин, говоря о том, что в «90% случаев судмедэкспертиза даёт заключение, что врач не виноват». Право проводить в СКР медэкспертизы добавит веса расследованиям ятрогенных преступлений.
Будет ли медэкспертиза независимой?
Представителей юридического и медицинского сообщества беспокоит, насколько медэкспертиза, проведённая сотрудниками СКР, будет независимой. Не будет ли эксперт в первую очередь выполнять план, а во вторую – проводить исследование.
Если к этим вопросам добавить то, что сегодня законодательно не определено само понятие «врачебная ошибка», а также грань между врачебной ошибкой и деликтом очень тонка, можно понять опасения отечественного медицинского лобби.
Юристы считают, что в сложных (а таких – большинство) случаях стоит привлекать в качестве экспертов представителей независимой профессиональной ассоциации, которые будут действовать на основании стандартов и критериев, следующих из достижений современной медицинской науки. При этом в рамках уголовного преследования врачей за преступные действия привлекать бюро СМЭ стоит только в действительно очевидных случаях.
Иначе существует риск, что любой может пожаловать в СКР на врача, что «запустит» машину по расследованию с обязательным исходом в виде обвинительного приговора.
источник : ceur.ru