Минздрав РФ объявил о разработке новых Правил предоставления государственными лечебными учреждениями платных медуслуг. Действующей редакции документа, считают в ведомстве, не хватает «исчерпывающего перечня» оснований для оказания медпомощи на платной основе и расценок на такие услуги. Поводом для апдейта стало поручение вице‑премьера РФ Татьяны Голиковой и факты навязывания госбольницами платных медицинских услуг пациентам. По данным Аналитического центра Vademecum, госбольницы действительно пытаются наращивать коммерческие доходы, но до негласного «плана» в 25% пока в большинстве своем недотягивают – доля таких услуг в структуре выручки у сотни крупнейших региональных медучреждений в 2017 году составляла лишь 7%. Проект изменений регламента Минздрав представит после 27 марта, а пока Vademecum собрал в отрасли мнения о коммерциализации госсектора.
Кирилл Константинов, заместитель главного врача РДКБ при РНИМУ им. Н.И. Пирогова:
– Уже есть такое понятие, как оказание платных медицинских услуг, которые не входят в программу госгарантий. В соответствующем постановлении правительства все достаточно четко обговорено. Что хочет дополнительно Минздрав написать? Я боюсь делать какие‑то прогнозы. Есть стандарты оказания медицинской помощи. В них четко прописано, какое количество исследований анализов крови, ультразвуковых, рентгеновских необходимо осуществить.
Однако каждый случай индивидуален. Не исключено принципиально новое течение заболевания, при котором потребуются дополнительные обследования, не указанные в стандарте. Тогда можно говорить о том, будет ли это платно или бесплатно.
Да, есть в подобных ситуациях злоупотребления, когда лечебное учреждение может потребовать, чтобы исследования осуществлялись платно. А есть другая ситуация – лечебное учреждение делает исследование сверх стандарта, а ТФОМС это не оплачивает. В данной ситуации лечебное учреждение понесет убыток.
Фарит Кадыров, эксперт Центрального научно‑исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ:
– Речь идет не об ограничении самого перечня медуслуг, а о конкретизации условий и ситуаций, при которых услуги могут предоставляться за плату. Я понимаю, чем это вызвано. Дело в том, что необходимость повышения заработной платы работникам, сложная экономическая ситуация приводят к тому, что во многих субъектах либо сами руководители медучреждений, либо их руководство заставляют развивать платные медуслуги как дополнительный источник средств, в том числе для повышения зарплат.
Логично, что удельный вес платных услуг вырос, и не исключено, что в ряде случаев это происходит путем их прямого навязывания. Вопрос в том, не получится ли так, что ведомственная инициатива закроет медучреждениям возможность в ряде случаев оказывать медуслугу на платной основе на абсолютно законных основаниях.
Конкретизировать особенности оказания платных медуслуг действительно необходимо. Однако проблему необходимо рассмотреть с двух точек зрения: во‑первых, чтобы платные услуги не навязывались пациентам там, где услуга явно является бесплатной, во‑вторых, есть ситуации, когда по закону лекарственный препарат, не входящий в перечень ЖНВЛП, или имплантат, не вошедший в перечень, утвержденный правительством, заведомо бесплатно предоставляться не будут. Но если пациент сам покупает эти лекарства, сразу возникает вопрос: а как система ОМС отреагирует на эту ситуацию?
Чаще всего страховые компании рассматривают это как нарушение, потому что раз пациент оплатил, а в тарифе заложена стоимость более дешевого имплантата, то получается, что с пациента взяли лишние деньги и учреждение обогатилось. Но учреждение‑то при этом действовало в строгом соответствии с законодательством. Подобные ситуации нужно разрешать и на уровне подзаконных актов, и на уровне тарифных соглашений.
Федот Тумусов, первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы РФ:
– Я постоянно говорю, что в государственных медучреждениях не должно быть платных услуг – их надо в полном объеме финансировать. Тем не менее я очень рад, что Минздрав, наконец, услышал все эти многочисленные жалобы и согласился с тем, что есть проблема. Она заключается в том, что каждый год объем платных медуслуг растет – сейчас он составляет порядка 40% всей оказываемой медицинской помощи в стране. Во многих случаях людей просто вынуждают заплатить.
Понятно, что крайними тут оказываются врачи, хотя они, я считаю, не виноваты. Виновато правительство, которое недофинансирует медучреждения. Есть средства на выплату заработной платы, обеспечение лекарствами, но руководителям медучреждений говорят: «Вы сами себе зарабатывайте». Вот они и зарабатывают.
Самое главное, что Минздрав эту проблему осознал – теперь посмотрим, как он предложит ее решать. Они должны определить, в какой объем времени может быть загружено оборудование при оказании платных медуслуг – все 100%, 5% или как‑то иначе. Если же они хотят составить перечень оснований для оказания медуслуг на платной основе, то тут все понятно. Если у человека нет страховки или он гражданин иностранного государства, который также не застрахован, то придется заплатить. Однако с нашим комитетом подобные идеи не обсуждали.
источник : vademec.ru