В России, как следует из Основного закона страны — Конституции РФ (статья 41), — каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Однако более 48%, как показал опрос, проведенный Лигой защитников пациентов, платят за лечение. И год от года ситуация не становится лучше.
Отечественная медицина зачастую не является бесплатной, ситуация в отрасли в этом смысле только ухудшается, констатируют участники опроса. Ожидание приема у специалистов в поликлиниках порой затягивается на несколько часов. А обследования на современной аппаратуре приходится ждать неделями и месяцами.
«Результаты опроса Лиги защитников пациентов не стали для нас сюрпризом, — прокомментировал полученные цифры первый зам. председателя комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья, физической культуре и популяризации здорового образа жизни Эдуард ГАВРИЛОВ. — Мы неоднократно ставили вопрос о том, что доступность медицинской помощи в стране падает, сроки ожидания диагностических исследований и приема у специалистов увеличиваются, в результате пациенты вынуждены обращаться за платными медуслугами. По нашим данным, полученным при опросе пациентов в регионах, реальные сроки ожидания приема у врача или диагностики сегодня в 2–3 раза превышают нормативные. Особенно остро проблема стоит на селе, где обеспеченность врачами в 3–4 раза ниже, чем в городах, а смертность выше. После проведения непродуманной оптимизации сети медицинских организаций только за 2013–2014 годы число амбулаторных посещений среди сельских жителей сократилось на 39 миллионов. Эта тенденция продолжилась и в последующие годы.
Вряд ли сегодня ситуация стала лучше. Скорее наоборот.
В некоторых регионах сложилась просто тревожная ситуация. Так, в 2015 году общая смертность в России составила 13,1 случая на 1000 человек, а в сельских районах, например в Псковской области, этот показатель составил 22,6. Ожидаемая средняя продолжительность жизни там составляет 66 лет, тогда как по стране в целом была выше 71 года.
В районах в первую очередь стали сокращать специализированные сельские койки (неврологические, кардиологические). И все чаще сельских жителей с острой и тяжелой патологией кареты «скорой» доставляют на непрофильные общетерапевтические койки в районную ЦРБ, чтобы не везти за сотни километров в областной центр. Но в районных больницах не всегда есть возможность оказать специализированную помощь. Из-за этого в сельской местности растут непрофильные госпитализации и внутрибольничная летальность».
«Удивительно, но все это происходит на фоне ежегодного увеличения финансирования здравоохранения. Поэтому и наблюдается в стране неконтролируемый ползучий рост платных медицинских услуг. Растут и миллиардные доходы платных клиник.
Практически повсеместно мы сталкиваемся с искусственным сдерживанием предоставления пациентам бесплатных медицинских услуг. Граждане платят не за дополнительный комфорт, как предусматривалось, а за то, чтобы не ждать месяц или два в очереди на диагностическое исследование или госпитализацию. Пациенты из регионов регулярно обращаются к нам с жалобами на то, что врачи назначают им сделать МРТ, но ожидание бесплатного исследования составляет до полугода — и приходится проходить томографию за свой счет. Подобным образом ситуация складывается и с другими исследованиями, а за консультациями узких специалистов жителям села приходится ездить в районный или областной центры.
Выталкивание пациентов в коммерческий сектор — следствие сокращений медорганизаций и медицинского персонала. Так, по данным Росстата, среднегодовая численность врачей в том же 2015 году сократилась еще на 2,3 тысячи человек, а средних медицинских работников — на 22,4 тысячи человек. Суммарно за три года было сокращено и около 100 тысяч коек в стационарах», — негодует Гаврилов.
Может, чиновникам пора заглянуть в статью 41 Конституции РФ?
Александра Зиновьева
*****
А. Саверский:
Не очень понял. Статья явно не новая - года 2015, но опубликована сейчас. Кому-то стало надо? Странно. Что касается упомянутых там от имени Лиги пациентов 48% оплачивающих лечение, то я такой цифры не помню уже давно - это откровенно мало и напоминает опять же чей-то заказ. А вот на канале ОТР недавно этот вопрос показал, что платят почти все - 95%. Впрочем, расходы населения на медицину составляют именно 48%, то есть столько же, сколько государство, что признает даже НИФИ, ссылаясь на ВОЗ. Так что актуальность статьи в два раза больше, но добавлю пару слов относительно Конституции.
Как известно в ст.41, где говорится о бесплатной помощи в ГУЗ и МУЗ, есть хвостик «за счёт бюджетных, страховых, иных поступлений». Чиновники читают это так, что помощь зависит от наличия в бюджете денег. Типа нет денег - нет помощи, и гарантии государственные мы даём только в рамках этих денег.
Но такой подход не является правовым, потому что он не даёт гражданам права на помощь, ставя ее и право в зависимость от объема и даже вообще наличия денег, а размер денег зависит и от самих чиновников. Будет в бюджете 2 рубля - будет и помощь на два рубля.
Удобно, чо.
Но ведь Конституция - свод прав, правовой документ, а не экономический. И если бы народ, принимая Конституцию, хотел бы сказать, что помощь зависит от наличия средств, то так и было бы записано, что-то вроде: медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно в ГУЗ и МУЗ с учетом размера бюджета, направленного на медицинскую помощь, - но там написано совсем не так. Да так и не могло быть написано.
А что же написано? Прежде всего, нельзя читать Конституцию, как тавтологию, типа «для граждан бесплатно за счёт... граждан», то есть нельзя под «иными источниками» понимать «средства граждан».
Мне так же говорят, «Конституция не запрещает платные услуги в ГУЗ и МУЗ, она лишь указывает, из каких средств оказываются бесплатные». Ощущение, что разговариваешь с людьми, которые хотят тебя постоянно надуть, - только и следи за руками. Так вот, этот довод покрывается не сложно.
Во-первых, государственные учреждения входят в структуру государственного прямого управления и руководствуются административным правом - что разрешено, то разрешено. И если в Конституции сказано, что они помощь бесплатно оказывают, то именно так - для этого созданы, и если иначе не сказано - значит иначе не оказывают.
Я уверен, что если законы о прокуратуре, армии и судах почитать, то тоже можно найти место для платных услуг, если только допустить саму мысль об этом. Но это ведь абсурд. Почему же здесь допускают? Потому что думают, что это рынок, базар, а это - не рынок, это охрана здоровья и жизни населения.
Второе, понятие помощи обладает принципом достаточности. То есть конституционное право на бесплатную помощь включается, когда помощь нужна, и выключается, когда она не нужна или бессильна. Иначе бесплатная помощь с использованием бюджета или ОМС не оказывается в объеме, который можно считать помощью. Любое сокращение объёма относительно достаточного означает отсутствие необходимой помощи, то есть нарушение Конституции. Тогда где же здесь место для оказание ГУЗ и МУЗ платных услуг? За счёт неоказания бесплатной помощи, то есть нарушения Конституции?
Мы так же помним, что нельзя вылечить пневмонию или аппендицит дополнительно - это абсурд.
Поэтому истинный смысл этой статьи в том, что она устанавливает право на бесплатную помощь в необходимом (достаточном) объеме и порядок... оплаты гражданами этой помощи. Да-да, граждане оплачивают медицинскую помощь в ГУЗ и МУЗ, но через бюджет и ОМС НАЛОГАМИ! - ведь они платят налоги в бюджет и ОМС - это факт, и эти налоги идут на медицину! Это - очень важно понимать, что помощь уже оплачена.
И Этот порядок защищает пациента от поборов и кабальных отношений.
Поэтому в момент обращения за помощью в ГУЗ и МУЗ пациенты не платят ничего.
Почему не должен пациент платить в момент обращения? Потому что у больного денег нет или скоро не будет, а так же нет автономии воли на совершение сделки - для того налоги
источник : www.mk.ru