резидент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский рассказал в интервью «ФВ», почему назначение конкретного лекарства перекочевало из кабинета врача в аптеки, и как за это расплачиваются пациенты. По его мнению, принятие закона о лекобеспечении позволит исправить «перекосы на местах».
Навязывание «бонусных» товаров привело к требованиям Национальной фармацевтической палаты ввести ограничения. Признаете ли вы наличие «приоритетных предложений» от аптеки покупателю на рынке?
Какие тут могут быть сомнения? Производители и дистрибьюторы выстраивают сети продаж, создают маркетинговые схемы, среди которых есть и плата аптеке за продвижение конкретных лекарств. Если цена продвижения выгодна аптеке в сравнении с наценкой на другое лекарство, то к выгоде от продажи более дорогого лекарства, следует добавить и влияние фактора платы за продвижение.
Удивляет, что общественность отреагировала на сообщение о наличии договоров о продвижении между дистрибьюторами и аптеками столь эмоционально и остро. Видимо, она находится под влиянием заблуждения, что не рынок определяет работу системы здравоохранения, включая и аптеки, а даже не знаю что – совесть, наверное... Но на самом деле именно коммерческий интерес формирует специфику работы аптек и этику тоже. Взывание к совести здесь просто нелепо по той простой причине, что конкурент с меньшей совестью, но более агрессивной бизнес-политикой, включая навязывание выгодного ему товара, будет иметь преимущество перед другими аптеками. И этичные просто погибают. Если мы продолжим думать, что рынок сам исправит все, то тенденции зарабатывания на больных людях и их незнании просто усилятся.
Какую первоочередную задачу сегодня решают аптечные сети, предлагая препараты пациентам: получение прибыли или оказания профессиональной не коммерческой консультации?
Согласно своим уставам и закону целью деятельности любых коммерческих организаций, а аптеки – это коммерческие организации, - является извлечение прибыли. Поскольку для аптек прибыль тем больше, чем больше процент наценки на лекарство, то возникает простая и понятная зависимость: чем больше цена проданного лекарства, тем больше прибыль аптеки. То есть ей намного выгоднее продавать дорогое лекарство, а не дешевое, - это и определяет тот факт, что вымывается дешевый ассортимент лекарств и растет, в целом, их стоимость.
При этом пациент лишен специальных познаний, он понятия не имеет, что это там за белый порошок, и нужен ли он вообще. А главное, он является больным человеком, воля которого часто подавлена болезнью и им легко управлять – идеальная мишень для зарабатывания денег.
Денис Кунгуров
источник : pharmvestnik.ru