Педиатр Сергей Бутрий рассказал на своей странице в Facebook о том, почему нельзя заставлять родителей вакцинировать детей, об истинных причинах низкого охвата прививками населения России и опыт развитых стран в этом вопросе.
На волне обсуждений о вспышках кори в роддомах и других местах многие снова заговорили о том, что пора уже сделать прививки обязательными для всех, пора ввести жесткие санкции против родителей, которые отказываются от вакцин своим детям.
Эти люди ссылаются на опыт Австралии, где отказникам перестали выплачивать гарантированную государством денежную дотацию; на опыт Италии, где детей без прививок запретили допускать к обучению в детские сады и школы; на опыт США, где непривитых детей педиатр принимает один час в сутки, в конце смены (чтобы не пересекались потоки привитых и непривитых детей) и т. д. Мне все чаще задают вопрос: “А как вы относитесь к принудительной вакцинации детей, и к наказаниям/ограничениям для непрививающих родителей?”
Отвечаю: я против этого, и отношусь крайне негативно. Родителей нельзя принуждать к вакцинации силой. Не в этой стране, и не сейчас.
Во-первых, потому что отказ родителей от вакцинации – далеко не главная причина столь низкого уровня охвата прививками. Основная причина – это ложные медотводы, а это уже вина системы здравоохранения, а не родителей; об этом я писал бесконечно много, см. хотя бы тут.
Во-вторых, потому что прежде, чем кивать российским родителям на опыт развитых стран, следует создать для них условия, хотя бы примерно соответствующие таковым в развитых странах. А именно:
– качественную и доступную медицину (специалистов первичного звена, в уровне образования которых не приходилось бы сомневаться родителям)
– бесперебойные поставки качественных вакцин в медучреждения
– честную и прозрачную медстатистику (инфекционных заболеваний, поствакцинальных осложнений, процента привитых среди заболевших управляемыми инфекциями и тд)
– заслуживающую доверия, справедливую и непредвзятую судебную систему
– гарантированные денежные дотации, которые реально обидно было бы потерять родителям (раз уж мы тут Австралию вспомнили, ага).
То есть сперва надо родителям что-то хорошее дать, а потом уже думать о том, чтобы отнимать, если они этого не будут ценить.
А, в-третьих, потому что корни антипрививочных настроений лежат слишком глубоко, их ни за что не выкорчевать одним лишь грубым давлением. Важно осознать, что люди, которые отказываются от прививок, искренне верят в то, что прививки приносят их детям больше вреда, чем пользы.
Поставьте себя на место этих людей: вы убеждены, что что-то приносит вред вашему ребенку, но общество и государство давят на вас, угрожают вам штрафами, социальными ограничениями или даже лишением родительским прав и тюрьмой, за то, что вы отказываетесь вредить своим детям. Не надо соглашаться с антиваксами, не надо понимать всю их философию и взгляд на жизнь/медицину/вакцины – надо просто представить, что кто-то угрожает вам серьезными проблемами за ваши убеждения, кто-то ставит вас перед выбором: навредить своему ребенку или подвергнуться преследованиям. Это чистой воды гонение на веру, а оно всегда рождает мучеников, и раскольников, уходящих в леса лишь бы не предать свои убеждения, лишь бы уберечь свою семью.
В медицине есть такие лечебные стратегии, которые дают сиюминутный неплохой эффект, но в долгосрочной перспективе только ухудшают заболевание. Например, клизмы при запорах – быстро и качественно опорожняют кишечник, но для их проведения часто приходится применять насилие к ребенку, то есть снова закреплять негатив ко всему что связано с его анусом, а это, в долгосрочной перспективе, только усилит привычку ребенка сопротивляться дефекации, сдерживать позывы и препятствовать нормальному опорожнению кишечника. Это не означает, что клизмы – абсолютное зло, они иногда необходимы, как крайняя мера, когда уже каловый завал, когда боли в животе, три килограмма каловых камней залежалось. Клизма – это разовая помощь, она допустима только пока вред от болезни совсем уж большой, когда надо снять самый пик запора. Но мы не вылечим запоры одними лишь клизмами и поэтому, как только кишечник опорожнили, следует перейти на пероральные слабительные, и уже дальше, много месяцев подряд, поддерживать мягкий стул, постепенно отучая ребенка от связки “какать это больно” и приучая к регулярной эффективной дефекации без тени страха.
Так вот, любые жесткие меры против антипрививочников, по аналогии – действительно помогут повысить охват вакцинацией на первое время, но этот эффект будет очень недолгим, подорвет остатки доверия российских граждан к своей медицине, и в дальнейшем может привести к колоссальной эскалации антипрививочных настроений и снижению охвата вакцинацией (в медицине это называется парадоксальной реакцией на лечение). Даже изначально лояльные к прививкам семьи, или семьи из группы “сомневающихся” – вовлекутся в эту борьбу за свободу родителей на отказ от медицинских вмешательств, и значит – в борьбу против прививок. А самые категоричные – будут просто прятать детей от врачей даже тогда, когда болезнь будет угрожать жизни их детей – лишь бы не отдать их врачам, лишь бы те не ввели им прививки. И в итоге вреда будет гораздо больше.
Я допускаю, что в особых случаях, чтобы локализовать вспышку, возможны жесткие решения против антиваксов, но они непременно должны быть кратковременными, преследующими очевидную цель подавить именно эту вспышку, и отменяться сразу как только цель достигнута. Существующее российское законодательство позволяет это лишь отчасти, например в санпине по кори прописано такое ограничение: “5.4. При выявлении очага инфекции в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций.” Допускаю, что сейчас можно выпустить общероссийский временный документ, который ограничит посещение детьми детского сада, школы и спортивных секций при отсутствии прививок против кори – не на время карантина в конкретном учреждении, а по всей стране, до момента прекращения нынешней вспышки кори. Пока что единичные робкие локальные попытки ввести подобные запреты терпят неудачу.
Но к более серьезным, к долгосрочным и болевым мерам, мы пока не готовы. История пестрит примерами, когда добро пытались причинять силой: суды инквизиции, крестовые походы, смертные казни преступников, принудительное психиатрическое лечение, наказание “врагов народа” и несогласных с линией коммунистической партии и т. д. Кажется, не нужно напоминать о том, к чему это приводило, и почему теперь мы от этого отказались, да?
Таким образом, я считал и считаю, что с антивакцинаторством можно эффективно бороться только просвещением.
источник : medrussia.org