Жителя Челябинска Бориса Кондрашина, устроившегося на работу врачом по поддельному диплому, приговорили к принудительному лечению. В течение нескольких месяцев мужчина с диагностированным психическим расстройством консультировал пациентов, не имея на это ни права, ни квалификации. В юности Кондрашин зверски расправился с одноклассником, за что его на 10 лет поместили в психиатрическую больницу. Как судимый за убийство шизофреник оказался в стенах государственного медучреждения и кто должен контролировать адекватность врачей — в материале «Известий».
Второй шанс для маньяка
История Бориса Кондрашина напоминает сюжет второсортного фильма ужасов: психопат, осужденный в 16 лет за жестокое убийство, после выписки из больницы решает поменяться ролями с медиками и примеряет белый халат. К счастью, беду вовремя смогли предотвратить. Личность лжеврача, решившего «осуществить свою детскую мечту», вычислили, хотя не сразу.
О том, что мужчина, много лет назад совершивший ритуальное убийство, сумел устроиться врачом в 11-ю городскую клиническую больницу Челябинска, стало известно в начале февраля. По одной из версий, маньяка в белом халате узнали одноклассники, оказавшиеся у него на приеме. По другой, идея проверить диплом нового сотрудника пришла в голову главному врачу, а после того, как подлинность документа не подтвердилась, нового сотрудника уволили. Необходимость проверки документов связали с выдачей допуска к наркотическим и психотропным препаратам. Есть и третья версия: психиатр, который когда-то наблюдал Кондрашина, заметил, что от его имени начали появляться комментарии на медицинском форуме. Сопоставив фото Кондрашина в белом халате со своими воспоминаниями о нем, психиатр решил написать заявление в правоохранительные органы.
Сотрудники правоохранительных органов, пришедшие к Кондрашину с обыском, обнаружили в его квартире наркотические вещества. В отношении него возбудили дела об использовании заведомо подложного документа и хранении наркотиков в особо крупном размере. Однако после месяца под стражей было принято решение о возвращении пациента в стационар на принудительное лечение.
В челябинском управлении здравоохранения выяснили, что мужчину приняли на работу на должность врача-терапевта 28 ноября 2018 года. До этого 10 лет он проходил принудительное стационарное лечение, а после принудительно лечился амбулаторно. После выписки он состоит на активном учете и раз в несколько месяцев к нему домой обязан приходить врач-психиатр.
К слову, психиатром работал отец Кондрашина. Именно благодаря тому, что в их квартире хранились сильнодействующие препараты, в 1998 году юному Борису удалось заманить в дом одноклассника под предлогом совместного приема. Когда приятель оказался в квартире Кондрашина, тот накачал его транквилизаторами и убил. Во время задержания выяснилось, что мальчик увлекался оккультными идеями. Ради совершения обряда черной магии он расчленил его труп, чтобы выпить кровь убитого из серебряного бокала.
Судебно-психиатрическая экспертиза признала убийцу невменяемым, тем самым освободив от уголовной ответственности. По заключению врачей, Кондрашин страдает «шизофренией в форме гомицидомании» — психическим расстройством, которое характеризуется постоянной и непреодолимой тягой к совершению убийств. Врачам 16-летний парень рассказывал о своем общении с демонами, склонности к каннибализму и своем дворянском происхождении. Дома у школьника-вампира нашли литературу, посвященную оккультизму и магическим обрядам, различную атрибутику для гаданий и список людей, которых он планировал сделать своими жертвами.
Доктор лженаук
После того как комиссия признала Кондрашина неопасным для общества, он вернулся в ту самую квартиру, где совершил убийство. Получил инвалидность, жил на пенсию. Его отец умер еще в 1999 году, не дождавшись приговора сыну. Оказавшись на свободе, Борис решил пойти по его стопам. Не забыл он и о своей «дворянской» фамилии — вел соцсети как Борис Гинцель.
Незадолго до устройства в больницу Кондрашин успел поработать фармацевтом. Бывшие коллеги из аптеки характеризуют его как доброго и улыбчивого сотрудника. На сотрудников больницы он производил смешанное впечатление. Непосредственно работавшие с ним медики характеризуют его как умного человека, хорошо разбирающегося в психотропных препаратах. На условиях анонимности коллега Кондрашина рассказал, что во время корпоративного мероприятия он пришел в костюме персонажа Никиты Михалкова из фильма «Жестокий романс» и поначалу общался предельно интеллигентно.
— С самого начала он слегка вычурно общался, как бы сверхинтеллигентно, до тех пор пока не выпил. После этого он спровоцировал конфликт: начал пить напиток из чужого стакана и был подвергнут критике девушками за столом. На что очень резко отреагировал при многочисленных свидетелях, — рассказал «Известиям» один из сотрудников больницы.
По его словам, кадровый отбор в больницу строгим не назовешь из-за недостатка квалифицированных претендентов. Поэтому берут практически всех, кто формально подходит.
Поддельный диплом Кондрашина выдан по специальности «психиатрия, наркология». Возможно, должностью терапевта он и не собирался ограничиваться. Во время испытательного срока его не допускали до лечения пациентов, тем не менее Кондрашин вел консультации для желающих бросить курить и начать вести здоровый образ жизни. На медицинских форумах он именовал себя «специалистом-наркологом».
Проверка диплома на подлинность — несложная процедура. Чтобы отыскать эту информацию в электронном реестре, нужно потратить всего несколько минут. База данных Рособрнадзора позволяет получить информацию по фамилии, номеру и дате выдачи. Для большей точности можно обратиться с запросом непосредственно в ведомство или же в вуз, выдавший диплом. Другое дело, что проверять подлинность диплома о высшем образовании руководство больниц и поликлиник не обязано по закону.
Учитывая, что купить фальшивый диплом в интернете не составляет особого труда, стоит только догадываться, сколько людей работают по купленным «корочкам». Стоимость поддельного документа об окончании медвуза, который приобрел Кондрашин, составляет около 20 тыс. рублей.
— Требования строгой проверки документов есть только при поступлении на госслужбу. В лечебных учреждениях мы ничем не отличаемся от других мест, как и школы или комбинаты питания, — пояснил министр здравоохранения Челябинской области Сергей Приколотин. — Сейчас физически нереально оценить все дипломы, которые находятся у нас в системе. Это задача не отдела кадров, а правоохранительных органов. Все дипломы по установленному гособразцу со своим номером. При трудоустройстве мы тестируем кандидатов, определяем, какими знаниями они обладают.
Трудоустройство с проблемами
Людям с рабочей группой инвалидности по заболеваниям психики не могут отказать при приеме на работу только лишь на основании имеющегося диагноза, за исключением предусмотренных законом случаев. Однако для них действуют особые условия труда. Так, дееспособных больных не примут на работу в ночную смену, на специальности с повышенным уровнем стресса, а также на работу, связанную с использованием оружия и воспламеняющихся веществ.
— Дискриминация по состоянию здоровья запрещена согласно ст. 3 Трудового кодекса. Психические расстройства или заболевания в перечень напрямую не включаются, указано «и другие». Тем не менее по ряду признаков дискриминация по состоянию здоровью относится к таковым, — рассказал «Известиям» глава корпоративно-правового блока Европейской юридической службы Владимир Анников.
Согласно приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011, граждане, имеющие психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах, не допускаются к выполнению работ с вредными и/или опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров. В документе также указан полный перечень специальностей с ограничениями по медицинским показаниям. Сюда входят профессии, связанные с управлением транспортом, работой с детьми, организацией общественного питания, медициной и другими сферами деятельности. В случае Кондрашина запрет на занятие определенных должностей, в том числе в сфере медицины, связан не столько с его диагнозом, сколько с наличием судимости за убийство.
— Закон о психиатрической помощи запрещает требовать документ об отсутствии постановки лица на учет в психдиспансер. Тем более не сообщают диагноз: это включено в понятие врачебной тайны. В соответствии с законодательством, для определенного вида работ не требуется предварительное медосвидетельствование, и если лицо является психически больным, а работодателю это неизвестно, то при явных признаках расстройства есть ст. 76 Трудового кодекса, которая дает возможность отстранения лица от такой работы и принудительной госпитализации, если его состояние создает опасность для окружающих. Иными словами, при приеме на работу на должности, не включенные в список, требовать такой документ, как справка о судимости или о состоянии на учете, неправомерно, — добавил юрист.
Трудоустройство больных с психическими расстройствами является одной из ключевых составляющих процесса реабилитации, считают психиатры. Многие люди с заболеваниями нервно-психического спектра ощущают потребность в различных формах трудовой деятельности, отмечают исследователи Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов ФМБА России. В работе ученых института «Современные аспекты трудоустройства инвалидов, страдающих нервно-психическими заболеваниями» говорится, что уровень трудоустройства среди этой категории населения остается крайне неудовлетворительным. Это подтверждается статистикой за последние 15 лет.
«В подавляющем большинстве данный контингент нуждается в специально созданных условиях труда на специализированных предприятиях, цехах и участках. Однако для определенной части инвалидов, социально адаптированных и сохранивших профессионально важные качества, возможно трудоустройство на открытом рынке труда как в обычных производственных условиях, так и на специально созданных рабочих местах, предусматривающих особые условия и режимы трудовой деятельности», — говорится в работе исследователей.
Одной из форм таких специально созданных производств являются разнообразные мастерские, где люди с заболеваниями психики занимаются трудотерапией. Еще более распространено надомное трудоустройство и занятость в интернете. Подбором рабочих мест для людей с инвалидностью занимаются подразделения по обеспечению профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
источник : iz.ru