Юристы, специализирующиеся на медицинских делах, обсудили определение Верховного суда России от 25 февраля 2019 г. по иску Натальи Задворовой к Мегионской городской больнице № 1 (ХМАО) о компенсации морального вреда за смерть супруга. Специалисты считают, что была использована практика Европейского суда по правам человека, который выделил категорию «тесная духовная и эмоциональная связь».
«По мнению истицы, ее супругу был установлен неверный диагноз, он был госпитализирован в непрофильное отделение и находился в палате без оказания медицинской помощи. В больницу он пришел самостоятельно, был в сознании, а через три часа после поступления скончался. Она лишилась дорогого и любимого человека, чувствует себя одинокой и беспомощной. Женщина просила взыскать с больницы компенсацию морального вреда в размере 3 млн рублей», – рассказал об обстоятельствах дела управляющий Центром медицинского права Алексей Панов.
Судебно-медицинская экспертиза причинно-следственной связи между действиями работников больницы и смертью пациента, которая наступила в результате отека легких, не выявила. При этом суд установил факты несвоевременного и ненадлежащего оказания медицинской помощи, поэтому счел, что супруге умершего был причинен моральный вред. Он выразился, в частности, в том, что в момент смерти пациент находился на полу в стационаре больницы. Суд первой инстанции решил взыскать с учреждения 750 тыс. руб.
Апелляционная инстанция постановила, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, и отменила его решение.
Однако истица подала кассационную жалобу в Верховный суд России, который счел, что на компенсацию морального вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи имеет право не только сам пациент, но и его родственники, и близкие ему люди, которые претерпевали нравственные страдания. Решение суда первой инстанции было оставлено в силе: истица получила 750 тыс. руб.
«Что следует из этого определения суда? Если имели место нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинен вред жизни и здоровью или доказано ненадлежащее оказание медицинской помощи, то близкий человек имеет право заявить иск, – говорит Алексей Панов. – Возмещение в 750 тысяч рублей при отсутствии прямой причинно-следственной связи – это значимый прецедент, на который будут ориентироваться стороны судебного процесса. А основания можно считать новыми, поскольку ранее они не встречались часто».
Заявительница пояснила, что ей не смогли объяснить причину смерти супруга, сказать, в какой палате он находился, и выяснилось, что медработники не знали, что тело супруга уже находится в морге больницы. Новизна этого дела – в судебном правоприменении, считает старший юрисконсульт «ЮрБюро» Дмитрий Гаганов. «Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственника. Здесь же напрямую было показано, что нематериальные блага сохраняются, даже если нет прямого указания в законе на нарушение прав. Была использована практика Европейского суда по правам человека, который выделил категорию "тесная духовная и эмоциональная связь". Эти связи были отнесены к нематериальным благам», – отметил он.
Моральный вред возмещен не по факту потери кормильца, а из-за переживаний – нарушенного нематериального личного блага, согласился юрист, председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом «Гефест», врач-невролог Игорь Степанов. «В таких случаях нужна точная экспертиза: испытывал ли больной страдания от ненадлежащей медицинской помощи или от естественного течения основного заболевания, – отметил он. – Возможен рост числа исков по подобным основаниям, ведь их могут одновременно подавать несколько родственников».
При этом в российском судопроизводстве практически не применяется судебно-психологическая экспертиза, добавил Дмитрий Гаганов. «Насколько выражены нравственные страдания, решает судья. В моей практике было похожее дело, когда судья оценил несоответствие исковых требований родственника его фактическому поведению – он не пришел в больницу сразу, хотя был сильно привязан, не предпринял определенных действий», – сказал юрист.
Алексей Панов советует медицинским учреждениям находиться в тесном контакте с родственниками, чтобы избежать подобных исков. «Если больницы не будут работать с близкими пациентов – общаться, давать пояснения, приносить извинения, – количество исков по таким основаниям начнет динамически увеличиваться уже через полгода», – считает эксперт.
Ольга Коберник
источник : medvestnik.ru