Петр Талантов, врач, член общества специалистов доказательной медицины и комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований, сооснователь фонда «Эволюция», автор недавно вышедшей книги «0.05. Доказательная медицина: от магии до поисков бессмертия», рассказывает о феномене «врача из инстаграма», который становится все более распространенным и тревожным.
Я видел очень странных врачей во всех социальных сетях, но в инстаграме почему-то у этого явления наибольший масштаб. Возможно, дело в том, что формат инстаграма – это, в первую очередь, фотографии. В этой соцсети всегда были очень важны красота и привлекательность, акцент на внешности, успешности. Поэтому бьюти-блогеры были и остаются одними из самых топовых блогеров инстаграма, это популярный жанр.
Из этого неизбежно вырос спрос на блогеров, пишущих о том, как остаться молодыми и красивыми с помощью питания – «нутрициологов». Вероятно, кто-то сообразил, что если высказываться от имени врача и давать рекомендации по лечению всего на свете, то это может быть еще более прибыльно, и аудитория это благодарно приняла.
Врач из инстаграма – явление, судя по всему, достаточно массовое. Оценить его масштабы сложно. Многие из инста-блогеров имеют очень большую аудиторию – тысячи и даже миллионы подписчиков. Сказать, какая доля их читателей – настоящие, а какая – боты, которых набирают в блоги, чтобы легче было продавать рекламу, сложно. Но судя по откликам на посты и лайкам, значительная часть этой аудитории – это настоящие люди. Медицинских и околомедицинских блогеров с аудиторией в сотни тысяч подписчиков, я думаю, около ста.
Однако не каждый блогер, пишущий в инстаграме про медицину, – обязательно жулик. В инстаграме есть множество замечательных врачей. Но обычно у тех, кто раздает сомнительные рекомендации, по моим ощущениям, аудитория заметно больше. Хорошие врачи имеют десятки, редко сотни тысяч подписчиков, но я лично пока не знаю классного профессионала, у которого была бы аудитория более миллиона.
Почему они так популярны
Хороший врач пишет о медицине в определенных профессиональных рамках. Он не может писать непроверенную ерунду, он не может врать. Один из основных этических принципов в медицине – принцип информированного согласия: врач должен говорить пациенту правду. Рассказывая пациенту о его болезни, можно упрощать, чтобы было понятно, и врачи это делают. У них получается по-разному – у кого-то совсем плохо, и выходит скучный и сухой пересказ учебника, а кто-то талантлив и может сделать это так, что серьезную информацию легко воспримет человек без медицинского или биологического образования.
Но упрощать можно до определенного предела. Если вы делаете шаг за этот предел, упрощение превратится во вранье. Профессионалы в этом месте, естественно, останавливаются, а люди, которых не ограничивают рамки профессиональной этики, могут фантазировать, как хотят.
Поскольку их не сдерживают никакие рамки, они вообще могут выдумывать все что угодно, в частности то, что лучше всего воспримет их аудитория, поэтому очень часто в таких «медицинских» блогах встречаются одни и те же идеи или истории, которые переходят от одного инста-блогера к другому и, судя по всему, находят больший отклик у читателей.
Часто встречающийся пример – идея, что организм засоряется какими-то токсинами, которых в медицине никто не видел. Якобы они откладываются на стенках кишечника и негативно влияют на здоровье, поэтому организм нужно «почистить», а для этого надо принять некие пищевые добавки, которые, как ершик, которым чистят засорившуюся трубу, соскребут со стенок кишечника этот мусор и очистят организм.
Другая идея, которая тоже построена на бытовых ассоциациях (видимо, они находят отклик у неподготовленного читателя, возможно, именно российского), – что есть такое заболевание – «синдром дырявого кишечника». Нормальная медицина такой диагноз не признает, это несуществующее заболевание, но в инстаграме можно прочитать, что у тех, кто страдает этим «заболеванием», повышенная проницаемость кишечника, и все нехорошее – те самые токсины, видимо, которые в нем находятся, – через эти «дырявые» стенки утекает внутрь организма и вызывает болезни. То есть один пример – это засорившаяся труба, которую нужно прочистить ершиком, а другой – протекающая, которую нужно подлатать.
Нормальный врач просто не позволит себе такое говорить, он не станет подстраиваться под пациентов, фантазируя и распространяя популярные байки, которые некоторые пациенты читали в интернете и ожидают от него услышать. Кстати, возможно, одна из причин популярности лжеврачей в инстаграме как раз в том, что они пересказывают популярные сказки и читатель испытывает ощущение узнавания, ему кажется, что он начинает и сам в чем-то разбираться. Может, поэтому те, кто говорит пациенту ожидаемое, гораздо лучше профессиональных врачей привлекают и удерживают аудиторию.
Наконец, еще одна причина популярности инста-гуру в том, что настоящая медицина сложна и неоднозначна, она оперирует вероятностями. Эта еще одна проблема донесения медицинской информации до неподготовленного человека. Если вы спросите врача: «Доктор, я умру в 60 лет или в 70? Если я приму вот эту таблетку, доживу ли я до 80?», он ответит: «У медицины есть данные, которые говорят, что те, кто следит за массой тела, не позволяет себе набирать лишний вес, занимается спортом, проживают дольше, чем те, кто этого не делает. А у тех, кто не курит, в 30 раз меньше вероятность возникновения рака легких. Поэтому вы, вероятно, проживете дольше, если будете делать это и не делать то». Но мы никогда не сможем точно что-то гарантировать. И всегда найдется пациент, которому вы скажете о вреде курения, а он возразит: «А мой дед курил и дожил до 100 лет!» Все правильно, ведь речь идет о вероятностях.
Та сложность, которая неизбежно сопряжена с настоящей медициной, не для всех комфортна. Многим импонирует простота. Мы устроены так, что нам тяжело это воспринимать без специальной подготовки, нам хочется понимать, что конкретно надо делать, чтобы у нас все точно было хорошо.
У людей, которые получают простые ответы, иллюзия контроля над своим здоровьем гораздо выше. Поэтому псевдо-врачи, которые дают понятные универсальные рекомендации и обещают выздоровление, всегда будут пользоваться повышенной популярностью. «Выпейте вот это, и все точно будет хорошо».
Благодаря этому «пациент» чувствует, что у него вся жизнь под контролем – он знает, что ему делать и что он делает все возможное, чтобы предотвратить проблемы. Это для многих гораздо привлекательней, чем скучные доктора со своими «может быть», «давайте попробуем», «мы не знаем».
Беременным она предлагает 26 таблеток
Один из примеров такого инста-врача, с которым я столкнулся, Елена Корнилова (@helenakornilova.sdr, 274 тысячи подписчиков), позиционирующая себя как биохимик и молекулярный биолог.
Читатели ее блога в инстаграме давно обращали внимание на некоторые странности. Во-первых, не все верили в историю, которую она о себе рассказывала – она была слишком хороша, чтобы быть правдой: ей 29 лет, но при этом она уже получила два высших образования в Германии, получает третье в Сингапуре, между делом успела родить ребенка, а еще где-то работала моделью. Второе, что обращало на себя внимание – ее очень странные советы. Никогда человек, который является профессионалом, не будет рекомендовать всем подряд читателям принимать ежедневно десятки (!) таблеток для очистки кишечника. Это скорее наводит на мысль о том, что автор заинтересован не в предоставлении объективной информации или в помощи, а в том, чтобы продать побольше таблеток. Тем более что она размещала в рекомендациях личный код для покупок на iHerb, на который получала отчисления от каждой покупки.
Вот как, например, Елена рекомендовала бороться «с засором в кишечнике»: с утра, натощак, за 30 минут до завтрака принять 3 таблетки пищевых добавок, за завтраком – 4, после завтрака – 2, за 30 минут до обеда – почему-то всего 1, зато на обед – 8, после обеда и вечером – 4. Итого 22 таблетки ежедневно в течение 2-3 месяцев. Понятно, что такое количество может не то что запор пробить – дыру в кишечнике прожечь, на что, собственно, читатели регулярно жаловались – у нее даже был пост на тему «Вам плохо от моих таблеток? Это нормально!»
Цитирую: «негативные реакции со стороны ЖКТ»; «возможные побочки – покраснение тела и жар… подобная реакция абсолютно нормальна», «сыпь на схемах, где используется Iodoral – нормальна!», «может слабить», «схема может вызвать жидкий стул». Там же подробно расписано, какими БАДами лечить нежелательные последствия других, ранее рекомендованных Еленой, БАДов. Подписчики в комментариях охотно поддерживают тему: «Начала пить схему кандида – очень плохо себя чувствую, тело ломит, прям болевые ощущения в ногах, спине, пояснице, что это может быть?», «У меня от расторопши очень болит печень», «Вот только проводили скорую», «Началась аллергия, все тело покрылось мелкими прыщиками и они чесались, это хорошо, процесс очищения?»
Есть последствия и посерьезнее. Например, Елена пишет рекомендации для тех, кто ждет ребенка. Она предлагает беременным принимать по 26 разных таблеток ежедневно. Часть из этого – препараты с недоказанной эффективностью, другая часть – вещества, влияние которых на беременность недостаточно изучено. Некоторые просто опасны. Дозы, которые она рекомендует, всегда значительно превышают те, которые назначает врач по показаниям. Если во время беременности обычно назначают порядка 350 мг магния в день, то Корнилова рекомендует принимать гораздо большие дозы (кстати, польза от приема магния для беременных пока не обнаружена). Аналогичным образом Елена поступает с йодом.
Елена Корнилова выкладывала у себя в блоге фотографии своих якобы «дипломов», полученных в Германии. Те из ее подписчиков, которые хорошо читают по-немецки, обратили внимание, что в дипломах уважаемых немецких вузов есть орфографические ошибки. Но заметили это единицы, которых забанили и сказали, что это недоброжелатели, на чье мнение не стоит обращать внимание.
Затем последовала статья о Елене Корниловой в РБК. У нее и до этого были публикации в разных СМИ, но статья в РБК для нас стала последней каплей – все-таки это крупное медиа, и опасно, когда на такой площадке выступает человек, который раздает вредные советы огромной аудитории. Поэтому мы стали заниматься этой историей серьезно. В первую очередь мы отправили запросы в университеты. Если бы не помощь Михаила Сергеевича Гельфанда, известного российского биоинформатика, у которого очень широкая сеть контактов, то я сам бы очень долго с этим возился, у меня бы на это ушло не меньше полугода и закончилось бы все, скорее всего, тем, что мне пришлось бы туда ехать и на месте разбираться. Но Михаил много с кем работал и хорошо знаком, и его коллеги помогли нам выйти на нужные отделы в университетах, на правильных людей.
Из немецких вузов мы получили информацию о том, что этот человек никогда в них не учился, не работал, и дипломы в инстаграме – однозначная подделка. Корнилова выкладывала и студенческую карту Сингапурского национального университета, откуда сообщили, что это тоже подделка. Информацию в университетах мы для собственного спокойствия проверили дважды. Быстрее всех ответил Сингапур, мы сообщили об этом РБК. В РБК отреагировали очень адекватно. Они сразу опубликовали информацию, что, мол, нам сообщили, возможно, с нашим материалом не все хорошо, по итогам расследования напишем подробнее. Когда мы им прислали окончательное подтверждение, материал был удален, и вместо него было опубликовано краткое опровержение.
Увы, несмотря на расследования и публикации с разоблачениями, Елена Корнилова продолжает раздавать своей аудитории рекомендации, и самые наивные к ним, наверное, по-прежнему прислушиваются.
Как они зарабатывают?
Как именно Елена Корнилова и подобные ей «врачи» зарабатывают деньги на своей популярности? Один из способов – продвигать пищевые добавки, продающиеся на портале iHerb. Если человек при покупке введет код «врача», «врач» получит определенный процент.
В целом я считаю, что iHerb и подобные площадки, в том числе российские – это зло, потому что это место, где без рецепта, без назначения врача и без контроля можно купить фактически лекарственный препарат. Но правильно говорить об iHerb не как о причине проблемы, а как о части большой проблемы – бесконтрольной, безрецептурной продаже пищевых добавок, среди которых могут быть вещи, опасные для здоровья. Они рекламируются как лекарственные препараты, но нужно понимать, что пищевые добавки не проходят такого контроля эффективности и безопасности, как лекарства.
Часто продающие добавки маркетологи так составляют рекламный текст, что перечисляемые симптомы можно найти у кого угодно – у большинства здоровых людей они нет-нет, да случаются. Кто иногда не чувствует, например, слабость? И это абсолютно нормально. А тем, кто ничего у себя не находит, предлагают попить добавки на всякий случай, для профилактики. Казалось бы, что плохое случится от того, что мы пьем витамины? С точки зрения обывателя – ничего, это даже хорошо, потому что витамины полезны и всегда какого-нибудь недостает. Увы, это не так.
Уже сейчас есть достаточно данных, что, например, витамины А и Е могут не то что не увеличивать продолжительность жизни, но сокращают ее – международная организация Cochrane, которая выпускает крупные систематические обзоры по разным темам, размещала материал об этом. Получаемые с пищей витамины нужны, но это всегда вопрос дозы. Если принимать добавки и при этом нормально питаться – а большинство из нас получает абсолютно нормальное питание, – то не стоит удивляться негативным последствиям.
Помимо iHerb-блогеров, которые рекомендуют пищевые добавки в больших количествах, «схемы» из десятков препаратов, потому что заинтересованы продать их как можно больше, есть люди, которые проводят платное обучение, собирают платные семинары, ездят с ними по городам. Есть те, кто записывает к себе на прием через соцсети, дает платные консультации онлайн.
Я бы не называл сомнительным любого, кто это делает: иногда к абсолютно нормальному врачу можно записаться на прием через тот же инстаграм. Но кого бы я поостерегся, так это инста-гуру, которые делают назначения, созвонившись с пациентом в мессенджерах.
Стоит ли преследовать за псевдолечение в инстаграме в уголовном порядке? Проблема гораздо шире, чем отдельно взятая история Елены Корниловой. Таких «корниловых» множество. Ну займутся этим случаем правоохранительные органы, прекратится ее деятельность – появится кто-то еще. Пока у платежеспособной аудитории есть спрос на «медицину» такого рода, эти «специалисты» будут появляться. Я не знаю, что должно произойти в головах, чтобы люди стали осторожнее в решениях, которые они принимают в отношении своего здоровья и в отношении здоровья своих детей, близких. Я надеюсь, что эта история, может, хоть кого-то заставит задуматься и задать себе вопрос: тот человек, советам которого в интернете я доверяю, действительно думает о моей безопасности, о моем здоровье? Не врет ли он ради заработка? Есть ли у него диплом? Или, доверяя его советам, я играю в «русскую рулетку»?
Как узнать фейкового врача?
К числу признаков, которые должны насторожить в отношении врача «из инстаграма», я бы отнес призыв к отказу от вакцинации. Инста-гуру, безусловно, не имеют прямой финансовой выгоды от пропаганды отказа от прививок, но таким образом формируют аудиторию из людей, склонных доверять альтернативной медицине и сторониться обычной. По моим ощущениям, разные суеверия и иррациональные страхи часто идут в комплекте.
Еще один признак сомнительного «врача» – когда человек дает готовые рекомендации для всех, кто их читает. Эти рекомендации всегда заметны: обезличенные советы, общие слова, указывающие не на конкретное заболевание, а описывающие некие якобы существующие состояния. Например, «если вы хотите поправить кишечник, попейте вот это», «для укрепления иммунитета принимайте это», «от головы», «чтобы не болела спина» и так далее. У всех хоть раз в жизни болела спина, а значит, каждый может почитать и решить, что ему стоит что-то попить просто для профилактики болей в спине.
Я бы бежал от любых таких рекомендаций и «схем», особенно таких, где предполагается прием большого количества или больших доз препаратов. Если вам предлагают пить пару десятков таблеток в день, с этим человеком, скорее всего, что-то не так.
Еще один тревожный признак – противопоставление себя всей остальной медицине. Если «инста-врач» все время использует термин «официальная медицина», он как бы подчеркивает, что с ней не все хорошо, но вот есть он, революционер, идущий против системы, который наперекор ей, в подполье занимается другой, неофициальной, но хорошей медициной. Этот прием должен особенно хорошо действовать на тех, у кого с нормальной медициной перед этим не сложилось или кто долго не может справиться со своим заболеванием.
Относитесь с осторожностью и к тому, что позиционируется как «уникальное», «эксклюзивное», «инновационные российские разработки». Я это говорю не потому, что считаю, что в России невозможны инновации, а потому, что в России значительно менее строгий контроль за производством медицинских препаратов, чем, например, в США. Перед тем, как препарат получает разрешение выйти на рынок, он проходит проверку со стороны регулятора. В Штатах это делает FDA, в России – Минздрав. Эти регулирующие органы проверяют данные об эффективности и безопасности препарата. И если сравнить, какие это исследования, как они проходят в США и в России – есть огромная разница. То же касается постмаркетингового контроля. Мало выпустить препарат на рынок – иногда в рамках клинических исследований, которые проходят до того, как препарат вышел на рынок, невозможно отследить все связанные с ним потенциальные побочные эффекты, просто потому, что они могут быть отсроченными.
Ксения Кнорре Дмитриева
источник : www.pravmir.ru