Обновленные правила диспансеризации предполагают выделение россиянам на прохождение медосмотра дополнительного выходного дня раз в три года. Работодатели попросили Роструд пояснить, есть ли возможность требовать с сотрудников справку в подтверждение того, что они действительно потратили выходной на проверку своего здоровья. Роструд указал, что в законодательстве такой нормы нет.
Согласно ст. 185.1 Трудового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2019 года, работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Повышенный уровень гарантий полагается трудящимся пенсионерам и работникам предпенсионного возраста (в течение 5 лет до достижения возраста выхода на пенсию): они могут рассчитывать на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год (Обзор актуальных вопросов от работников и работодателей за апрель 2019 года).
Роструд в своем обзоре вопросов с портала "Онлайнинспекция.РФ" высказал мнение по вопросу о том, может ли работодатель для предоставления указанной гарантии требовать от работника справку из медицинской организации. В ведомстве указали, что трудовое законодательство не обязывает работника подтверждать факт использования по назначению предоставленного ему нерабочего оплачиваемого дня.
Отметим, что данный вывод представляется не вполне справедливым. Все же речь идет не о предоставлении какого-то дополнительного дня отдыха, а о целевом освобождении от работы. Представляется, что работник для получения такого освобождения должен подтвердить причину своего отсутствия на работе.
В качестве примера можно обратиться к крайне похожей гарантии, установленной ч. 3 ст. 254 ТК РФ. Согласно указанной норме при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Как видно, в данном случае в законе также нет никаких указаний на необходимость предъявления женщиной каких-либо документов, подтверждающих прохождение обследования. Тем не менее, о том, что право на получение указанной гарантии у женщины появляется только в случае предоставления работодателю таких документов, говорят и суды, и сам Роструд (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 июля 2018 г. по делу № 33-1809/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2013 г. по делу № 11-12190/2013). Почему такая же логика не работает в случае с диспансеризацией, не вполне ясно.
Отметим, однако, что Роструд по крайней мере еще в прошлом месяце считал, что работодатель может сам в своих локальных нормативных актах установить требование о предъявлении работником, претендующим на освобождение от работы в связи с диспансеризацией, подтверждающих документов.
источник : www.garant.ru