Согласно Приложению № 1 «Порядок назначения лекарственных препаратов» к приказу Министерства здравоохранения РФ от 14 января 2019 г. № 4н, медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний, на незарегистрированные лекарственные препараты, на лекарства, которые предназначены для применения только в медорганизациях, на некоторые наркотические средства и психотропные вещества. Таким образом, во всех остальных случаях гражданам отказать в рецепте не могут. Но на практике порой оказывается, что больные-льготники, имеющие право на бесплатные лекарства, получают отказ в выписке рецептов.
Как показал опрос, проведенный фондом независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье», ситуации, когда медработники отказывают в выписке льготного рецепта на лекарство, — не редкость. О случаях, когда в 2018 году пациентам не выписывали льготный рецепт из-за отсутствия препарата в аптеках, сообщили 72% респондентов. Одновременно с этим лишь треть опрошенных сотрудников медицинских учреждений положительно оценивали общую доступность льготных лекарств в регионе.
Почему врач отказывается выписывать льготный рецепт?
«Ситуация очень сложная и многогранная, ведь врач не просто так отказывает в выписке лекарства, скорее всего, лекарства просто не закупили. Соответственно, департамент здравоохранения или управление здравоохранения конфиденциально передает медицинской организации информацию, что лекарство не закуплено и что нечего выписывать рецепты, чтобы не было скандала», — предполагает юрист Центра медицинского права Андрей Карпенко.
По его словам, ситуация, при которой пациент не может получить лекарство при наличии льготного рецепта, считается гораздо более серьезной. Именно поэтому врачи вынуждены под любым благовидным предлогом избегать выдачи рецепта на препараты, которых нет в наличии.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения...», рецепт на лекарство, отпускаемое бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения пациента. Рецепты на лекарственные препараты, которые назначаются по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней.
Как и куда пожаловаться на отказ в льготном рецепте?
Жалобы в органы власти, отвечающие за сферу здравоохранения, не приведут к решению проблемы, говорит Андрей Карпенко. Если пациент, который уже давно получает определенный препарат, неожиданно получил отказ в предоставлении льготного рецепта, можно обратиться к главному врачу медицинского учреждения и написать претензию. Более настойчивые больные также могут пойти в суд.
«Есть прецеденты, когда больные, которым полагаются льготные препараты, фиксировали, что врач не может выписать рецепт, или рецепт есть, а препарата нет. Они покупали лекарства за свои деньги, а потом выставляли счета медицинской организации к возмещению. Но это, как правило, решается через суд, то есть пациент должен быть готов потратить определенное количество сил и нервов. Это сложно, муторно, не все к этому готовы. Но способ эффективный», — рассказал юрист.
источник : www.aif.ru