Доля льготников, которые вышли из федеральной программы лекарственного обеспечения, увеличилась в 2019 г. на 3% и достигла 79%. В некоторых регионах показатель превышает 90%. Это делает невозможным полноценное обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан, сообщил заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко на IX Всероссийском конгрессе «Право на лекарство», организованном Лигой защитников пациентов 23 мая.
«По данным на 1 мая текущего года, в центральный аппарат Росздравнадзора поступило более 3,5 тыс. обращений граждан по вопросам лекарственного обеспечения. Это треть всех обращений, поступивших в службу по всем вопросам, связанным со сферой здравоохранения. Большинство затрагивали отсутствие необходимых препаратов в аптеке в момент обращения (73%). Справедливости ради надо сказать, что нередко граждане обращались тогда, когда им не был отпущен препарат с конкретным торговым наименованием. Но в целом картина говорит о том, что в данной области существуют серьезные проблемы», – отметил он.
В ходе проверок Росздравнадзора было установлено, что полномочия по лекарственному обеспечению субъекты РФ исполняют не в полном объеме и с нарушением законодательства. Основные нарушения – недостатки логистики, отсутствие единой информационной системы, недостаточный контроль за управлением товарными запасами. Во всех регионах выявлялись факты отказа выписки рецептов на лекарственные препараты, назначенные по жизненным показаниям.
Индикатор реальной ситуации с лекобеспечением – количество отсроченных рецептов. «Это проблема, с которой мы сталкиваемся из года в год. В Ульяновской области таких 40% от общего количества выписанных рецептов. Во Владимирской области 11% рецептов относится к необеспеченным, 20% в Республике Крым. Тяжелая ситуация также в Республике Ингушетия», – уточнил Дмитрий Пархоменко.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский предлагает принять отдельный Федеральный закон о лекарственном обеспечении для всех групп граждан, а не только для льготных категорий. Представленный им проект документа содержит 38 статей, которые описывают основные принципы всеобщей доступности необходимых лекарств, права и обязанности всех участников системы здравоохранения, ответственность за нарушения. «У нас почему-то медицинская помощь существует отдельно от лекарственного обеспечения. Наша позиция – все граждане, а не только льготные категории и не только в стационарах, должны получать препараты в рамках жизненно необходимых, а в экстренной ситуации все жизненно необходимые, которые могут не входить в эти стандарты», – пояснил он.
По данным проректора Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Николая Прохоренко, из 1,5 трлн руб. ежегодных расходов на медикаменты в России 1 трлн 20 млрд руб. тратят сами граждане и только около 500 млрд выделяет на обеспечение своих гарантий государство. «При этом считается, что 100% медикаментов, которые покупают пациенты, расходуется амбулаторно, но на самом деле, это не совсем так: мы знаем, что и в стационаре за лекарства иногда приходится доплачивать, так как тарифы ОМС считаются не по себестоимости услуги, а исходя из тех имеющихся денег», – отметил он.
Доля личных трат граждан на лекарства все время увеличивается на фоне неуклонно снижающейся платежеспособности населения. В России личные расходы граждан на лекарственное обеспечение составляют 81%, в новых странах Евросоюза (Чехия, Венгрия, Эстония, Литва, Латвия, Польша) – 62%, а в старых странах ЕС – только треть в структуре затрат.
Татьяна Бескаравайная
источник : medvestnik.ru